01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Астрономия
25 июня

NASA запустило на околоземную орбиту атомные часы

Запуск Falcon Heavy
Thom Baur/Reuters

Сегодня, 25 июня, ракета-носитель Falcon Heavy вывела на околоземную орбиту среди прочих объектов атомные часы Deep Space Atomic Clock (DSAC), точность которых на несколько порядков выше их земных аналогов, сообщается в официальном заявлении NASA.

Чтобы находить свой путь сквозь космическое пространство, космические корабли принимают радиосигналы навигаторов с Земли. В ответ на принятый сигнал устройство посылает такой же сигнал в обратном направлении. Сверхточные атомные часы на Земле засекают время, которое проходит с момента отправки до момента возвращения сигнала. Показатель на часах позволяет судить о том, как далеко от Земли и как быстро движется корабль. В путешествиях на длинные дистанции дорога сигнала туда и обратно может занимать порядка 40 минут, несмотря на то, что сигнал движется со скоростью, близкой к скорости света. Это непозволительно много, если на борту корабля находятся люди.

NASA разработало технологию, которая позволяет определять положение корабля в один сигнал. Атомные ртутно-ионные часы ловят сигнал антенны с Земли и измеряют собственную скорость и положение в космосе. Точность часов важна для навигации, и в течение 10-летнего полета ошибка DSAC составит около микросекунды. Для рассчетов исследователи должны учитывать эффект относительного движения наблюдателя и наблюдаемого объекта.

F66f8b856fd0dde426c1835fb572137902790bab
Демонстрационный макет DSAC
JPL-Caltech/NASA

Часы проведут тестовый год на околоземной орбите. В будущем технология может лечь в основу разработки навигации космического корабля, направляющегося к Марсу.