Опубликовано 19 ноября 2017, 14:08

Бананы научили сопротивляться смертоносному грибку

© Luc Viatour/Wikipedia Commons

Биологи из Австралии и Нидерландов доказали, что новые генетически модифицированные бананы могут сопротивляться заражению опасным для них грибком. Об исследовании можно прочитать в журнале Nature Communications.

Грибок Fusarium oxysporum, который изучали биологи, вызывает «панамскую болезнь», от которой пострадали посадки в Азии, Африке, Австралии и Центральной Америке. Он практически истребил самый популярный в середине XX века сорт бананов — Gros Michel. На смену ему пришел сорт Cavendish, устойчивый к этому грибку, но в 1990-е годы появился штамм, способный поражать и его.

В 2012 году, когда этот штамм стал распространяться по основным регионам, в которых выращивают бананы, австралийские ученые модифицировали Cavendish, добавив в него ген RGA2, позволяющий некоторым диким видам растения сопротивляться грибку.

Чтобы проверить устойчивость бананов к болезни, биологи высадили обычные и генно-модифицированные бананы недалеко от Дарвина (Австралия). На территории, где проводился эксперимент, в почву около каждого растения закопали зараженные грибком части бананов. За три года эксперимента от 67 до 100 процентов немодифицированных растений погибли от грибка либо их листья пожелтели, а стволы начали гнить. Некоторые же линии бананов с измененным геномом не были заражены. Около 80% модифицированных организмов не проявляли признаков заболевания, а две линии оказались полностью неподвластными грибку.

Трансгенные растения могут появиться у фермеров уже через пять лет, однако неизвестно, будет ли этот сорт коммерчески успешным. Кроме того, существуют и другие способы избежать гибели растений от «панамской болезни», например, бороться с распространением грибка или использовать другие сорта (помимо Gros Michel и Cavendish).