Опубликовано 18 ноября 2016, 17:22

Генетики выяснили, как ячмень становится альбиносом

© Hans/Pixabay

Ученые Новосибирского государственного университета и Института цитологии и генетики СО РАН выяснили, как на генетическом уровне регулируется синтез и распределение хлорофилла в разных органах растений. Для этого они исследовали геномы обычного ячменя и ячменя частичного альбиноса, у которого нарушена выработка хлорофилла. Результаты исследования представлены в журнале BMC Plant Biology.

Недостаток хлорофилла у растений может приводить к ухудшению процесса фотосинтеза, аномальному развитию растений и их преждевременной смерти. Во время предшествующих исследований признака Albino Lemma ученые при сравнении геномов обычного ячменя и ячменя частичного альбиноса обнаружили фрагмент, ассоциированный с наблюдаемым альбинизмом. Они показали, что эта мутация влияет на массу зерна и продуктивность колоса.

Для решения поставленной задачи специалисты «прочитали» транскриптом (совокупность всех активных генов) внешней оболочки зерна (перикарпа) ячменя, а также исследовали растение под лазерным сканирующим микроскопом.

В ходе анализа ученые выделили несколько десятков генов, изменивших свою активность в результате мутации. Один из них является тем самым геном, мутация которого вызывает появление частичного альбиноса. Остальные «играют с ним в команде», и их «командная» работа приводит к частичному побелению ячменя.

Сравнение зерна обычного яменя и ячменя альбиноса