Опубликовано 04 ноября 2016, 18:50

Биологи расшифровали геном солодки

Солодка уральская

© Wikimedia Commons

Японские ученые секвенировали геном солодки уральской — растения, служащего натуральным подсластителем и важного для народной медицины. Результаты своей работы биологи представили на страницах The Plant Journal.

Солодка заинтересовала ученых из-за высокого содержания в ней глицирризина — соединения, которое, как полагают ученые, обеспечивает лечебные свойства растения, помогающего в борьбе с воспалением, аллергическими реакциями и вирусными заболеваниями.

Исследование проводилось на растении сорта, содержащегося в Саду лекарственных растений Такеда в Киото. В ходе секвенирования генома солодки ученые использовали данные, полученные при расшифровке геномов других растений семейства бобовых. Исследователей особо заинтересовали два участка генома: один из них кодирует выработку сапонинов (веществ, содержащих глицирризин), другой — изофлавоноидов, которые также применяются в медицине.

Полученные учеными результаты показали, что большая доля генов является общей для солодки и многих родственных растений, что показывает: небольшие различия в геноме бобовых позволяют кодировать огромное количество различных соединений.

По данным авторов работы, солодка используется примерно в 70 из 200 основных рецептов традиционной медицины Кампо, распространенной в Японии. «Солодка уральская — важное для медицины растение, однако ее сложно выращивать. Мы надеемся, что наша работа поможет вывести сорта, которые будут свободно расти в Японии и производить в высокой концентрации полезные вещества, такие как глицирризин», — заметил один из авторов исследования, специалист из Института физико-химических исследований (RIKEN) Кэиити Мотида.