Опубликовано 03 октября 2019, 21:21

Биоразнообразие лесов оказалось обусловленным типами микориз

Эктомикоризный грибок. Они лучше защищают своих «хозяев», чем арбускулярные микоризы

© Yonglong Wang/Institute of Botany, Chinese Academy of Sciences

Американские и китайские ученые показали, что различия в типах микориз объясняют ограничения в распространении некоторых видов деревьев Этот процесс способствует повышению биоразнообразия лесов. Статья об исследовании появилась в журнале Science.

Ученые давно поняли, что биоразнообразие лесов частично обусловлено так называемым преимуществом редких видов — когда у отдельного дерева больше шансов выжить, если вокруг есть только несколько других деревьев того же вида. В результате, когда число деревьев данного вида увеличивается, показатели выживаемости среди отдельных деревьев этого вида падают. Ученые согласны с тем, что преимущество редких видов способствует разнообразию лесов, предотвращая доминирование какого-либо одного вида деревьев в лесу, но механизмы, лежащие в основе этого процесса, трудно идентифицировать.

Новое исследование, проведенное учеными из Мэрилендского университета в Колледж-Парке и Китайской академии наук, показывает сложное взаимодействие между почвенными грибами и корнями деревьев, которое может быть причиной появления преимущества редких видов. Исследователи изучили почву из-под корней 322 деревьев 34 видов из национального парка Гутяньшань. Они секвенировали ДНК грибов микориз и соотнесли их типы с количеством, накапливаемым деревьями по мере роста.

Обнаружилось, что вид полезных почвенных грибов, живущих вокруг корней деревьев в субтропическом лесу в Китае, определяет, как быстро деревья обрастают патогенными грибами во время роста. Деревья с арбускулярной микоризой делали это быстрее, чем виды с эктомикоризой. Скорость накопления патогенных грибов сильно влияла на то, насколько хорошо молодые деревья выживали рядом со старыми представителями того же вида.

«В течение многих лет считалось, что травоядные были основными драйверами преимущества редких видов, — отметил один из соавторов статьи, профессор биологии Мэрилендского университета Натан Свенсон. — Но значительная роль грибковых патогенов стала очевидной в последние годы. Это (исследование, — прим. Indicator.Ru) первый раз, когда кто-то решил изучить то, как деревья накапливают патогенные грибы, вместе с отношениями деревьев с полезными грибами. Эти два фактора сильно коррелируют, и связь между ними показывает, как плотность видов влияет на их выживание. Мы не ожидали такой сильной корреляции».