Опубликовано 08 декабря 2022, 20:00
2 мин.

Дальневосточные ученые создали уникальное удобрение для выращивания растений на воде и в космосе

© Пресс-служба ДВФУ

Отсутствие почвы — не помеха для отечественного сельского хозяйства. Ученые разработали питательный концентрат на основе субстанции из водоросли анфельции, содержащей большое количество микроэлементов, с помощью которого можно выращивать качественные овощи и зелень на удаленных территориях — северных вахтовых поселках, станциях полярников, судах дальнего плавания и даже космической станции. Уникальное удобрение разработали в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ).

Помимо воды и солнечного света, растениям для развития необходимы различные микроэлементы и компоненты. Их наличие или отсутствие влияет не только на размер, вкус, запах и цвет, но и на количество витаминов, содержащихся в плодах. Считается, что в естественных условиях все необходимые элементы растения берут из почвы и природной воды. Однако иногда фермерам приходится прибегать к выращиванию большого количества овощей в искусственной среде, чтобы обеспечить продовольственную безопасность густонаселенных территорий.

Речь идет о гидропонике — высокотехнологичных системах, в которых побеги получают питательные вещества из раствора, окружающего корни. При этом его состав должен быть максимально идентичен натуральной почве, а консистенция — воде, чтобы не забивать насосы и фильтры, по которым он циркулирует.

Созданный дальневосточными учеными концентрат, помимо перечисленных характеристик, насыщен фульвовой кислотой (природным проводником микроэлементов к клеткам корней растения) и обладает хорошими фильтрационными свойствами. Разводить такое удобрение в воде нужно в пропорции 1 к 100 или 1 к 300 в зависимости от культур.

«Проведенные эксперименты уже показали, что текущий состав удобрения не уступает в эффективности топовым минеральным удобрениям. Выращенный на нашем продукте салат по размеру сопоставим выращенному на импортном растворе. При этом стоимость нашего удобрения ниже, а ценность овощей будет выше, поскольку они более питательные и качественные», — рассказал руководитель проекта, профессор Департамента мониторинга и освоения георесурсов Политехнического института ДВФУ Алексей Белов.

Он добавил, что эксперименты с полученным питательным раствором продолжаются, а состав промышленного образца будет доработан до соответствия с экономической эффективностью минеральных удобрений.

Кроме того, команда ученых вместе со студентами ДВФУ изучает влияние конкретных микроэлементов на органолептические свойства растений и создает из них идеальную композицию, дающую овощам наиболее насыщенный вкус и аромат, а также полноценный набор витаминов и питательных веществ. Отметим, что разработка органических удо брений новых типов в ДВФУ ведется в рамках программы Минобрнауки России «Приоритет 2030» (нацпроект «Наука и университеты») и Передовой инженерной школы «Институт биотехнологий, биоинженерии и пищевых систем». Цель проекта — разработка новых агробиоинженерных CRF-технологий мирового уровня, а также создание эффективной и доступной массовому применению продуктовой линейки удобрений из локальных ресурсов Дальнего Востока.