Опубликовано 20 сентября 2023, 12:45
2 мин.

Для кукурузы органические удобрения лучше синтетических

© Piqsels

Российские и зарубежные ученые провели полевые исследования и доказали, что «зеленая» альтернатива классическим удобрениям справляется с работой не хуже, при этом абсолютно безвредна для окружающей среды и более доступна для фермеров. Результаты опубликованы в журнале Heliyon.

Азотные, фосфорные и иные синтетические удобрения считаются эффективными, но они обходятся недешево и при этом могут повредить микрофауне полей. Им на смену приходят сидераты. Это органические добавки из растений преимущественно из рода бобовых или злаковых. Их молодые побеги срезают и разбрасывают прямо на почву, а затем перекапывают. Зеленая масса постепенно разлагается и насыщает почву необходимыми элементами. Иногда такой способ удобрения называют «зеленым навозом». Он подавляет рост сорняков, защищает от вредителей и болезней, повышает урожайность и улучшает структуру почвы. Главное, сидераты абсолютно безопасны для растений и человека. Российский ученый с коллегами из Казахстана и Сьерра-Леоне показал на примере кукурузы, что сидераты не уступают по эффективности классическим удобрениям и необходимы для устойчивого сельского хозяйства.

«Вредители и болезни — постоянная угроза производству кукурузы. Среди основных опасностей — вирус кукурузной пятнистости, фитофтороз, африканская стеблевая бурильщица и серая пятнистость листьев. Стандартные методы, которые обычно применяют для уменьшения потерь, имеют ограничения. Например, азотные удобрения часто не подходят из-за высокой стоимости, уничтожения почвенной микрофауны и так далее. Пестициды, гербициды и фунгициды приносят вред окружающей среде. Поэтому необходимо разработать методы удобрения, которые были бы более доступными для фермеров и безвредными для окружающей среды», — рассказал Мейсам Заргар, доктор сельскохозяйственных наук, доцент агробиотехнологического департамента РУДН. Агрономы проводили полевые исследования на специальной экспериментальной площадке в Сьерра-Леоне. Кукурузу разделили на четыре группы, каждую обрабатывали «зеленым навозом» из проса или смеси из растений пуэрарии и калопогониума в разных концентрациях. Действие сидератов сравнили с классическими удобрениями — фосфором, калием и азотом (АФК).

«Зеленый навоз» из смеси бобовых растений оказался более эффективным — с ним улучшились показатели роста кукуруза. Такая обработка почвы по всем основным показателям сравнилась с классическим комплексом азота, калия и фосфора. Калопогониум и пуэрария так же, как и АФК, увеличили количество листьев, высоту растения, диаметр стебля. Кроме того, увеличилось количество и качество урожая, а также скорость созревания. Полностью от вредителей и болезней зеленый навоз не спас, однако в некоторых случаях оказался эффективным. Например, снизил до 0% подверженность вирусу полосатости кукурузы. Агрономы сделали вывод, что сидераты полезны для устойчивого сельского хозяйства.

«Растения, подкормленные сидератами в повышенных дозах, давали более высокий урожай и показатели роста по сравнению с более низкими дозами. Вероятно, "зеленый навоз" повышает количество органического вещества и доступного почвенного азота. Это усиливает усвоение этих питательных веществ растениями», — отметил Мейсам Заргар.