Опубликовано 19 мая 2020, 12:42

Эволюцию риса связали с глобальным похолоданием

© Willie B. Thomas

Согласно исследованию международной группы ученых, опубликованному в журнале Nature Plants, серьезное глобальное похолодание, которое произошло 4200 лет назад, возможно, привело к эволюции новых сортов риса и распространению этого растения как в Северной, так и в Южной Азии.

Рис является одной из самых важных культур во всем мире, основным продуктом питания для более чем половины мирового населения. Он был впервые культивирован девять тысяч лет назад в долине Янцзы в Китае и позднее распространился по всей Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, а затем и на Ближний Восток, в Африку, Европу и Америку. В ходе этого процесса рис эволюционировал и адаптировался к различным средам, но о маршрутах его распространения, участвующих в этом процессах и сроках эволюции на сегодня известно немного.

В новом исследовании ученые реконструировали историческое движение риса через Азию, используя последовательности полного генома более чем 1400 сортов риса, включая два основных его подвида — Oryza sativa japonica и Oryza sativa indica. Также исследователи провели анализ географических, археологических и исторических источников климатических данных о различных периодах эволюции.

Согласно выводам исследователей, на протяжении первых четырех тысяч лет своей истории выращивание риса — а именно его подвида O. sativa japonica — в основном ограничивалось Китаем. Затем произошедшее 4200 лет назад глобальное похолодание (которое, предположительно, имело большие последствия для мира, включая крах нескольких цивилизаций) совпало с миграцией риса в умеренные и тропические широты и его адаптацией там с образованием новых сортов. Недавно возникшие сорта умеренного климата распространились в Северном Китае, Корее и Японии, а тропического — по Юго-Восточной Азии.

После глобального похолодания «тропический» рис японика продолжал разделяться и распространяться. Он достиг островов Юго-Восточной Азии около 2500 лет назад, вероятно, благодаря обширным торговым сетям и движению товаров и народов в регионе. Этот факт также подтверждается археологическими данными. Распространение подвида O. sativa indica произошло позднее и было более сложным. Исследователи проследили его миграцию из Индии в Китай примерно две тысячи лет назад после его возникновения в долине реки Ганг примерно четыре тысячи лет назад.

Хотя ученые считали, что ограничивающим экологическим фактором в увеличении разнообразия риса должны быть осадки и водоемы, исследование показало, что на самом деле на это сильнее всего влияет температура. Их анализ показал, что накопление тепла и температура были очень сильно связаны с геномными различиями между тропическими и умеренными сортами риса японика.