Опубликовано 29 декабря 2016, 10:05

Фитопатологи выяснили происхождение опасного заболевания

© 004 Jason Alden/www.globallookpress.com

Ученые из Университета штата Северная Каролина выяснили, что возбудитель, ставший причиной ирландского картофельного голода в 1840-х годах, родом из США. Свои выводы ученые изложили на страницах PLOS ONE.

Ученые проследили эволюцию различных штаммов Phytophthora infestans, возбудителя, вызывающего фитофтороз — заболевание растений, приведшее к массовому заражению картофельных посевов во время Ирландского картофельного голода 1845—1849 годов. Фитопатологи изучили 12 ключевых регионов по всему миру на наличие геномов 183 образцов возбудителя. Специалисты использовали гербарные образцы P. infestans как из исторических (1846-1970), так и из более поздних (1992-2014) изолятов возбудителя.

Фитопатологи выяснили, что тот же самый мультилокусный генотип, названный в их исследовании FAM-1, вызвал массовые вспышки фитофтороза картофеля не только в Европе, но и двумя годами ранее в США. Его также обнаружили в исторических образцах из Колумбии, что говорит о южноамериканском происхождении P. infestans.

Ученые пришли к выводу, что патоген прибыл в Европу через инфицированный картофель с южноамериканских судов или непосредственно из США.

Интересно, что FAM-1 после вспышки не исчез. «FAM-1 был широко распространен и доминировал в США во второй половине XIX века и в начале XX века. Он также был найден в Коста-Рике и Колумбии в начале XX века», — сказала автор исследования Джин Ристаино.

Исследователи отметили, что FAM-1 просуществовал в США около 100 лет, но в начале XX века его вытеснил другой штамм возбудителя под названием US-1, происходящий из Мексики.