Опубликовано 16 июля 2017, 17:37

К изучению истории бобовых привлекли синхротрон

© Sanjay Acharya/Wikipedia Commons

Археологи из Университетского колледжа Лондона привлекли к исследованию истории окультуривания растений британский ускоритель Diamond Light Source. О том, что удалось узнать о ранней истории бобовых с его помощью, можно прочитать в статье в журнале Scientific Reports.

Ученых интересовал темп и время начала утончения оболочки семян — одного из основных признаков окультуривания. Используя рентгеновскую компьютерную томографию высокого разрешения, они смогли датировать начало окультуривания Macrotyloma uniflorum — вида бобовых, распространенного на юге Индии. Образцами для изучения послужили найденные во время археологических раскопок бобы.

«Утончение оболочки семян — хороший признак окультуривания, ведь более тонкая оболочка позволяет семенам быстрее прорастать, когда их поливают. Но, применяя обычные методы изучения оболочки, приходится разрушать древние образцы», — пояснил один из авторов работы, археолог из Университетского колледжа Лондона Дориан Фуллер.

Световой пучок синхротрона позволял изучать семена целиком и замечать небольшие различия в толщине оболочки зерна: от 17 микрометров у диких растений до 10-15 у окультуренных. Также удалось оценить время начала возделывания этого вида бобовых — 2000-1200 годы до нашей эры.