Опубликовано 26 сентября 2016, 21:30

Канадские ученые выяснили, что бактерии помогают африканскому злаку бороться с врагами

Канадские ученые выяснили, почему африканское злаковое растение Eleusine coracana устойчиво к патогенному грибу. Исследование опубликовано в журнале Nature Microbiology.

Известно, что африканская зерновая культура дагусса (Eleusine coracana) не подвержена влиянию болезнетворных организмов, в частности гриба Fusarium graminearum. Этот гриб способен вызвать болезнь пшеницы и, таким образом, привести к снижению урожая и качества зерна. Зараженные зерна пшеницы содержат продукт метаболизма этого гриба — опасное вещество вомитоксин. Употребление в пищу так называемого «пьяного хлеба» вызывает у людей отравления и нервные расстройства.

Устойчивость африканских злаковых к Fusarium graminearum обусловлена тем, что в корнях этих растений живут бактерии Enterobacter sp. Различные бактерии, называемые эндофитами, содержатся у всех растений. Они не вызывают никаких заболеваний, а даже помогают растениям выжить. Например, в недавней работе, опубликованной в Current Plant Biology, ученые выяснили, что большое количество эндофитов помогает растениям оставаться зелёными и потреблять меньше воды в экстремальных условиях.

На примере дагуссы канадские ученые (University of Guelph) выяснили, как эндофиты помогают растению противостоять патогенному грибу. Оказалось, что бактерии, почувствовав, что патогенный гриб находится рядом с растением, попадают в почву и множатся в ней. Затем корневые волоски растения удлиняются и с помощью бактерий «ловят» и уничтожают патоген. Это открытие, считают ученые, в будущем позволит защитить злаковые культуры без использования опасных пестицидов.