Опубликовано 28 января 2017, 15:00

Кукурузная диета превращает хомяков в каннибалов

© Lichtpuenktchen/Pixabay

Французские ученые выяснили, что недостаток витамина В3, вызванный кукурузной монодиетой, вынуждает диких хомяков поедать свое потомство. Подробнее с исследованием можно ознакомиться в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Хомяки обыкновенные селятся на окультуренных участках, например вблизи сельскохозяйственных угодий. В последнее время было замечено, что хомяки, населяющие северо-восток Франции, стали активно поедать своих детенышей. Ученые из Страсбургского университета пришли к выводу, что такое поведение животных вызвано однообразным питанием – кукурузой, которую выращивают в огромных масштабах.

С 1735 по 1940 год вынужденная диета, состоящая в основном из кукурузы, привела к гибели сотен тысяч людей из-за пеллагры — болезни, которая возникает из-за нехватки в организме витамина В3. Симптомами заболевания являются, в частности, дерматит (само название заболевания произошло от итальянского словосочетания, означающего «шершавая кожа»), почернение языка и слабоумие.

Чтобы убедиться, что такое отклонение от нормы в поведении хомяков вызвано именно диетой, а не отравляющим действием пестицидов, биологи провели ряд экспериментов. В одном из них исследователи кормили самок хомяков из первой группы только кукурузой и пшеницей, а хомяков из второй группы — кукурузой и пшеницей вместе с «гарниром» из клевера и червей. Животные из обеих групп произвели нормальное потомство из 4-5 детенышей. Однако самки из первой группы через какое-то время съели почти все свое потомство.

Помимо поедания своих детенышей, хомяки на кукурузной диете в принципе вели себя как «сумасшедшие». А языки у них распухли и почернели. По словам ученых, случаи самоубийства и каннибализма были зафиксированы также и у людей, страдающих пеллагрой.

Второй эксперимент биологов подтвердил то, что хомяки действительно страдали слабоумием из-за отсутствия витамина В3. Когда ученые стали кормить хомяков витаминизированными пшеницей и кукурузой, симптомы заболевания стали отступать. По словам авторов статьи, чтобы не допустить сокращения биоразнообразия, необходимо восстановить широкий спектр культурных растений, выращиваемых на большой территории.