Опубликовано 11 октября 2023, 19:48
2 мин.

Молочная кислота улучшает рост карпа

© РУДН

Российский биолог с коллегами из Ирана выяснил, что добавка молочной кислоты к корму карпа улучшает показатели роста и здоровья рыбы. Авторы подобрали оптимальную концентрацию кормовой добавки. Это поможет повысить качество рыбной продукции. Результаты опубликованы в журнале Animals.

В рыбном хозяйстве в качестве пищевых добавок используют подкислители — например, молочную, муравьиную или лимонную кислоту. Они помогают развиваться ворсинкам кишечника, увеличивают популяцию полезных бактерий и снижают кислотность кишечника. Уже доказано, что, например, молочная кислота улучшает рост и здоровье одних рыб (в частности, белуги), но не оказывает такого влияния на других (на микижу и форель). Биолог РУДН с коллегами из Ирана исследовал влияние молочной кислоты на карпа обыкновенного — вкусной рыбы, входящей в мировую пятерку по объему выращивания.

«Фермеры на рыбных хозяйствах хотят сделать выращивание дешевле, а кормление рыбы эффективне. Кормовые добавки, например, подкислители стали популярны благодаря положительному влиянию на рост и здоровье рыбы. Молочная кислота — один из хорошо известных подкислителей в рыбной промышленности, который используют как пищевую добавку в рацион рыб. Однако данные о ее влиянии на карпа обыкновенного остаются неполными. Между тем, это очень востребованная во многих странах рыба, благодаря плотному и вкусному мясу. Карп быстро растет и может выживать в широком диапазоне условий окружающей среды», — говорит Мортеза Юсефи, доцент департамента ветеринарной медицины РУДН.

Биологи исследовали влияние молочной кислоты на рост карпа Cyprinus carpio, а также на активность пищеварительных и антиоксидантных ферментов кишечника, экспрессию генов и бактериальную микрофлору рыбы. Авторы сравнили четыре диеты — без молочной кислоты и с добавкой в концентрациях 2,5, 5 и 10 граммов.

Эксперимент показал, что кормовая добавка в виде пяти граммов молочной кислоты улучшила рост — набор веса увеличился до 94% по сравнению с 78% для рыб без дополнительной молочной кислоты в корме. Во всех концентрациях молочная кислота значительно повысила содержание ферментов трипсина и химотрипсина, которые участвуют в расщеплении белков, а также активность ряда генов, которые отвечают за иммунитет. В 2–6 раз увеличилась популяция полезных лактобактерий Lactobacillus sp. В то же время популяция патогенных бактерий Aeromonas sp. и Vibrio sp. уменьшилась в 2–4 раза. По сумме положительных эффектов оптимальной концентрацией молочной кислоты биологи назвали дозу в 5 граммов на килограмм корма.

«Пищевые добавки с молочной кислотой улучшают рост карпа и эффективность кормления. Усиливается активность кишечных ферментов, повышается экспрессия связанных с иммунным ответом генов, увеличивается популяция полезных бактерий, активизируются антиоксидантные свойства. Вероятно, все это обусловлено доминированием полезных бактериальных сообществ в кишечнике рыб», — комментирует Юсефи.