Опубликовано 14 июня 2017, 17:58

Мутировавший ген не дает расти голубиному гороху

Голубиный горох

© Forest & Kim Starr/Wikimedia Commons

Ученые из Института исследования культур для полуаридных тропиков (ICRISAT, Индия), Университета Квазулу-Наталь (ЮАР) и МГУ им. Ломоносова нашли ген, мутация в котором ограничивает рост голубиного гороха. О своей работе ученые рассказали в статье, которая была опубликована в журнале Theoretical and Applied Genetics.

«Работа была посвящена идентификации гена, мутация в котором приводит к детерминантному, то есть ограниченному, типу роста у голубиного гороха Cajanus cajan — важной зернобобовой культуры из Индии. Было установлено, что этот ген гомологичен гену TERMINAL FLOWER1 у модельного растения Arabidopsis thaliana семейства крестоцветные. У Arabidopsis мутации в этом гене приводят к образованию верхушечного цветка, у бобовых, в том числе и голубиного гороха, — к формированию верхушечного соцветия», — рассказал Андрей Синюшин, автор статьи, кандидат биологических наук, доцент кафедры генетики биологического факультета МГУ.

Чтобы выявить мутацию, ученые использовали точное картирование гена на хромосоме. Это позволило определить ген-кандидат, последовательность которого затем была определена у большой коллекции сортов «голубиного гороха». Удалось установить, что все сорта с детерминантным (ограниченным) ростом имеют одну и ту же мутацию — потерю небольшого фрагмента гена, сходного с известным геном Arabidopsis. На основе мутантной копии гена был создан ДНК-маркер, который наследовался у гибридов вместе с измененной структурой соцветия, то есть у растений, имеющих ограниченный рост, была только мутантная форма гена.

«Результаты работы имеют определенный фундаментальный интерес с точки зрения изучения генетической регуляции развития растений, в том числе бобовых, для которых, в отличие от модельных объектов, характерно сложное соцветие. Кроме того, эти результаты будут использованы для создания ДНК-маркеров, удобных для быстрого генотипирования растений в ходе селекции», — заключил ученый.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из