Опубликовано 11 сентября 2020, 16:56

Оценены мировые потери фосфора в почве

© Potash & Phosphate Institute

Ученые выяснили, что более 50% глобальных потерь фосфора вызваны эрозией почвы. Исследователи проанализировали, какие континенты и регионы испытывают наибольшие трудности с добычей фосфора и какие меры можно предпринять, чтобы снизить эрозию. Работа исследователей опубликована в журнале Nature Communications.

Сельское хозяйство и производство продуктов питания во всем мире напрямую зависит от фосфора, так как это незаменимое питательное вещество для растений. Однако геологические запасы фосфора не безграничны. Исследовательская группа из Европы оценила, в каких регионах мира наблюдается наибольшее вымывание фосфора из почвы. Результаты показали, что более 50% глобальных потерь фосфора в сельском хозяйстве связано с эрозией почвы. Эрозия вымывает его из почв в болота и водоемы, где избыток этого вещества вредит биологическим сообществам.

Исследователи подтвердили свои расчеты анализом данных по измерениям содержания фосфора в реках. Повышенная концентрация фосфора в воде отражает потерю фосфора в почве в соответствующем регионе.

Минеральные удобрения могут восполнить запасы фосфора в почве, но не все страны имеют возможность использовать их в равной степени. В Африке, Восточной Европе и Южной Америке потери фосфора самые большие, и при этом возможности решить эту проблему ограничены.

«Это парадоксально, поскольку Африка обладает крупнейшими геологическими месторождениями фосфора, — рассказывает ведущий автор исследования, профессор Базельского университета Кристина Алевелл. — Однако добытый фосфор отправляется на экспорт и стоит во много раз дороже для фермеров в африканских странах, чем для европейских фермеров».

В Восточной Европе экономические ограничения также способствуют дефициту фосфора. Южная Америка могла бы решить эту проблему за счет использования органических удобрений и улучшенной утилизации растительных остатков. Новые крупные месторождения фосфора были обнаружены несколько лет назад в Западной Сахаре и Марокко, но их доступность до сих пор остается под вопросом.

Таким образом, если страны хотят обеспечить свою независимость от тех государств, которые обладают оставшимися месторождениями, они должны стремиться минимизировать потери фосфора в почвах. Управляющие земельными ресурсами могут уменьшить эрозию, обеспечив более длительное поверхностное покрытие почв; например, посредством мульчирования или зеленых удобрений, а также с помощью учета топографических особенностей: обработки полей поперек склона или террасирования.