Опубликовано 19 мая 2017, 13:50

Генетики нашли способ удвоить плодоносность томатов

© Lippman lab/CSHL

Биологи определили гены, ответственные за количество веток и цветков и за созревание плодов у томата. Изменяя эти гены, они смогли подобрать ветвистость, обеспечивающую в два раз больше ягод помидора черри. Статья с результатами опубликована в журнале Cell.

То, сколько на растении веток и как они расположены, может значительно повлиять на количество плодов. Древние земледельцы смогли вывести сорта пшеницы, ячменя и риса, у которых дающие цветки стебли ветвятся сильнее, чем у диких сортов, таким образом получая больше зерен с каждого ростка.

Однако современные садовые томаты ветвятся так же, как и его дикие предки: цветки, а за ними и плоды, растут зигзагообразно вдоль конца ветви. Так получилось, потому что попытки добиться усиленного ветвления одновременного с другими чертами приводили к слишком большому количеству цветков, которые опадали до того, как плоды успевали завязаться.

Это растение оказалось редким примером ситуации, когда ген, закрепленный во время одомашнивания, в дальнейшем затруднил усилия по улучшению. Теперь генетики при помощи технологии редактирования генома CRISPR/Cas9 отредактировали три гена, ответственные за утолщение в узлах (местах ответвления), формирование чашелистиков и количество цветков. Таким образом, были получены сорта, оптимизированные сразу по нескольким желательным чертам, в то время как садоводы считали, что между ними происходит негативное взаимодействие.