Опубликовано 13 декабря 2016, 18:03

Под воздействием ядохимикатов пчелы не помнят дорогу домой

© Silberfuchs/Pixabay

Биологи выяснили, что некоторые пестициды, которыми обрызгиваются культурные растения для борьбы с насекомыми-вредителями, могут нарушать пространственное мышление у пчел. Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

Биологи из Лондонского университета выяснили, что неоникотиноиды — класс инсектицидов нейротоксического действия — способствуют тому, что пчелы забывают, какие цветы они уже опыляли. В результате насекомые начинают собирать пыльцу и с тех растений, на которых они уже побывали, что снижает эффективность сбора нектара. По словам ученых, под действием инсектицидов пчелы могут даже забыть путь домой.

В своей работе биологи изучали влияние одного из неоникотиноидов — тиаметоксама — на пространственную память шмеля земляного (Bombus terrestris). Ученые адаптировали для насекомых-испытуемых лабиринт, который обычно используется в экспериментах по изучению памяти и процессов обучения у крыс. В ходе эксперимента исследователи установили, что шмели, которых «обработали» тиаметоксамом, медленнее выполняли свои задачи (опыляли цветы), а также часто забывали, какие растения они уже опылили. Причем с повышением дозы инсектицида память насекомых страдала больше.

Предыдущие исследования также показывали, что некоторые пестициды наносят пчелам значительный вред, воздействуя главным образом на память и процессы обучения. Пчелы опыляют примерно одну треть культурных растений по всему миру. По словам ученых, их работа должна заставить власти пересмотреть список используемых пестицидов в сельском хозяйстве.