Опубликовано 01 июля 2019, 16:41

Прусак оказался высокоустойчивым к инсектицидам

Таракан Blattella germanica

© D. Sikes/Flickr

Исследователи из Университета Пердью обнаружили, что рыжие тараканы (Blattella germanica) становятся все более устойчивыми к химическим инсектицидам. Работа была опубликована на страницах Scientific Reports.

Не все инсектициды одинаковы. Некоторые ломают нервную систему, другие разрушают хитиновый экзоскелет. Многие отряды насекомых, в том числе тараканы (отряд Blattodea), со временем развили устойчивость по крайней мере к одному из инсектицидов. А поскольку продолжительность жизни таракана составляет всего около 100 дней, эта резистентность может быстро эволюционировать — гены самых стойких тараканов будут переданы следующему поколению.

Чтобы проверить устойчивость рыжих тараканов (Blattella germanica), исследователи обрабатывали три разные колонии в многоквартирных домах в Индиане и Иллинойсе в течение шести месяцев. Популяции были протестированы на уровень устойчивости к трем различным инсектицидам: абамектину, борной кислоте и тиаметоксаму. Первую колонию обрабатывали пестицидами один за другим в двух циклах по три месяца. Вторую — смесью инсектицидов в течение всего срока. Последнюю — одним единственным химикатом.

Независимо от технологии, размер популяций тараканов практически не уменьшался с течением времени, даже когда использовались несколько инсектицидов одновременно — стандартная практика среди истребителей. Это говорит о том, что у тараканов быстро развивается устойчивость ко всем трем химическим веществам, которые были протестированы. Однако приманка с абамектиновым гелем может уничтожить часть колонии, если тараканы имеют низкую устойчивость к этому средству.

Ученые обнаружили, что обработка одним активным ингредиентом может успешно устранить тараканов, неустойчивых к этому инсектициду. Обработка с ротацией снижает давление естественного отбора. Смешанные продукты, содержащие тиаметоксам и λ-цигалотрин, универсально неэффективны и очень репеллентны.

То, как развиваются тараканы, неясно без дальнейшего генетического тестирования. Однако если результаты подтвердятся, распространенная устойчивость этих насекомых может сделать невозможным их истребление только химическими инсектицидами.