Опубликовано 10 июля 2017, 19:02

Растения превращают гусениц в каннибалов

© 631372/Pixabay

Биологи из Висконсинского университета в Мадисоне (США) выяснили, что личинки насекомых, поедающие побеги томата, нередко съедают своих сородичей. Исследование было опубликовано в журнале Nature Ecology & Evolution.

В отличие от животных, в случае опасности растения не могут спастись бегством. Поэтому у некоторых из них появился защитный механизм, связанный с производством химических веществ, например метилжасмоната. Также растения могут обнаружить жасмонаты, которые выделяют растущие рядом растения, и начать защищаться от вредителей аналогичным способом.

Ученые решили проверить, как защитная реакция растений влияет на поведение животных. Для этого они обработали кусты томата растворами с разной концентрацией метилжасмоната и поместили в контейнеры с кустами по восемь гусениц. Каждый день эксперимента ученые подсчитывали, сколько гусениц выжило и сколько растительного материала поглотила каждая личинка.

Группа гусениц, питавшаяся побегами, обработанными метилжасмонатом в меньшей концентрации, к концу эксперимента выжила целиком, а насекомые, чей рацион составили обработанные концентрированным метилжасмонатом растения, стали каннибалами, тогда как растения остались практически неповрежденными. Выжившие гусеницы во всех группах выросли до одинакового размера.

В дальнейшем исследователи планируют выяснить, способствует ли каннибализм личинок росту скорости распространения вредителей.