Опубликовано 16 мая 2018, 16:22

Разрушительная форма кислорода необходима для размножения ели

© Daniel Becerill/Reuters

Российские ботаники впервые доказали, что опасные активные формы кислорода, которые часто считают побочным продуктом производства энергии в клетке, необходимы пыльце хвойных растений для успешного оплодотворения яйцеклетки. Эксперименты с пыльцой голубой ели (Picea pungens) позволили найти белок, без которого эта система не работает. Ученые считают, что полученные данные помогут оптимизировать процесс восстановления хвойных лесов. Результаты исследования опубликованы в журнале Plant Reproduction.

У покрытосеменных растений есть цветки с тычинками, откуда разлетается пыльца, и пестики, куда она должна попасть для оплодотворения. Обычно растению выгодно, чтобы оплодотворение было перекрестным (между разными организмами) — так достигается большее генетическое разнообразие и у потомков организма больше шансов выжить. Однако у не имеющих цветков и плодов голосеменных растений, самые известные современные представители которых — хвойные, тоже есть свои приспособления для перекрестного оплодотворения. У хвойных это шишки, которые на самом деле представляют собой видоизмененный побег. Шишки хвойных раздельнополы, причем мужские шишки относительно мелкие и образуют пыльцу, которая разносится ветром, а женские — крупные, в них образуются семена. Достигая женских шишек, пыльцевые зерна прилипают на специальную жидкость (как у сосны и ели) или клейкие волоски (как у другого хвойного — псевдотсуги, Pseudotsúga).

Приземлившись в нужном месте, пыльцевое зерно начинает прорастать, образуя пыльцевую трубку. По этой трубке мужские половые клетки достигают яйцеклетки, чтобы оплодотворить ее. У цветковых растений в дело вступает и второй спермий, который сливается со специальной клеткой, чтобы образовать эндосперм (питательная часть семян, например, у зерна пшеницы), поэтому их тип оплодотворения называют двойным.

Все эти процессы описаны довольно давно, но современная наука рассматривает их глубже, на молекулярном и биохимическом уровне. Например, недавно ученые установили, что у покрытосеменных ключевую роль в прорастании пальцевого зерна играют активные формы кислорода (АФК). Так называют нейтральные или отрицательно заряженные частицы, где у кислорода есть электрон без пары. К ним относятся пероксиды (в основном, перекись водорода) и радикалы, такие, как супероксид-радикал O2.

Слева — картирование АФК в пыльцевых трубках ели (конфокальная флуоресцентная микроскопия). Справа — мужские шишки ели и процесс сбора пыльцы в лаборатории. Красный краситель показывает супероксид-радикал, производимый в митохондриях, зеленый – перекись водорода, которую производит НАДФН-оксидаза на мембране, благодаря чему она образует градиент (скопление) в растущем кончике. Перекись также есть в пластидах (стрелки), где она образуется в результате энергетических реакций