Опубликовано 28 декабря 2016, 16:37

Российские ученые защищают картофель от картофельных блошек

© Thomas Bresson/Flickr

Ученые из Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН создали первую единую определительную таблицу всех картофельных блошек Европы, Азии и Северной Америки. Результаты своей работы, поддержанной грантом Российского научного фонда, исследователи представили в журнале Zootaxa.

Биологические инвазии — нашествия чужеродных животных и растений — это серьезная экологическая и экономическая проблема. В частности, нашествие чужеродных жуков наносит огромный урон сельскому и лесному хозяйству, причиняет вред здоровью людей, разрушает местные экосистемы. Последнее время интенсивность инвазий жуков резко возросла. С каждым годом все больше и больше чужеродных жуков проникает в Россию, и многие из них являются вредителями. Выявление и анализ особенностей биологии, которые позволяют виду проникнуть за пределы исходного ареала, адаптироваться к новым условиям, успешно конкурировать с автохтонными видами и стать злостным чужеродным вредителем, — одна из важнейших проблем современной биологии, имеющая не только фундаментальное, но и практическое значение.

«Сотрудники служб карантина растений стран Европы, Азии и Северной Америки оказались в трудном положении: стало невозможно определять виды картофельных блошек, поскольку фауна континентов перемешалась, и старые определительные таблицы, написанные отдельно для каждого континента, стали непригодны. В рамках нашего проекта мы создали первую единую определительную таблицу всех картофельных блошек Голарктики, то есть Европы, Азии и Северной Америки», — рассказал ведущий автор исследования, доктор биологических наук Андрей Беньковский.

Картофельные блошки — это мелкие пушистые жучки длиной до трех миллиметров, многие из которых являются серьезными вредителями картофеля, томатов, табака и других пасленовых. Представители этого рода распространены по всему миру, но на каждом континенте водятся свои виды. В последнее время наблюдаются заносы видов рода из одной части света в другую при импорте картофеля и живых растений. В результате непреднамеренно занесенные виды натурализуются — образуют устойчивые популяции на новом месте. Можно сказать, что континенты «обмениваются» друг с другом вредителями. Таблица, в которую вошло 28 видов картофельных блошек, снабжена фотографиями и рисунками, в частности фотографиями деталей полового аппарата, так как именно по этим мельчайшим особенностям различаются виды. Кроме того, в статье приведена схема, которая поясняет, как континенты обмениваются видами картофельных блошек друг с другом и с океаническими островами.

«Созданная нами таблица для определения картофельных блошек необходима сотрудникам службы карантина растений России. Она поможет не допустить проникновения на территорию нашей страны некоторых особо вредоносных видов картофельных блошек американского происхождения, которые уже проникли в южную Европу и наносят там большой ущерб картофелю. Проникновение этих видов в Россию было бы крайне нежелательно, поскольку для борьбы с ними требуется большее число опрыскиваний, чем для борьбы с колорадским жуком», — заключил Андрей Беньковский.