Опубликовано 27 мая 2019, 19:05

Современное яблоко сформировалась благодаря мегафауне и торговцам

© Rene Magritte/Wikimedia Commons

Археолог Института Макса Планка в Йене совместил археологические находки с историческими, палеонтологическими и генетическими данными и получил завершенную историю формирования домашней яблони, начиная с миоцена. История дерева опубликована на страницах Frontiers in Plant Science.

Сочные плоды, как правило, адаптируются к распространению семян животными. Маленькие плоды подстраиваются под птиц и мелких млекопитающих, крупные плоды — под мегафауну (животных, чей вес превышает 40 кг). Ископаемые и генетические данные показывают, что крупные плоды развивались еще за несколько миллионов лет до того, как люди начали выращивать их. После окончания последнего ледникового периода популяции диких яблонь были изолированы из-за вымирания большой доли мегафауны до тех пор, пока люди не начали их культивировать. Археологические раскопки показывают, что люди стали собирать дикие яблоки по всей Европе и Западной Азии более десяти тысяч лет назад. Очевидно, что в течение тысячелетий человечество тщательно поддерживало популяцию диких яблок. Однако процесс одомашнивания для этих деревьев до сих пор неясен.

Родина одомашненной яблони — территория современного Казахстана и Киргизии. Завоевания Александра Македонского в III веке до нашей эры создали предпосылки для установления торговых связей. Исследователи предполагают, что именно торговцы Великого шелкового пути помогли фрукту распространиться от Китая до Европы и вызвали процесс гибридизации. Археологические остатки яблок в форме консервированных семян были обнаружены на участках пути по всей Евразии. Генетические исследования же показывают, что современное яблоко — гибрид минимум четырех популяций диких яблок из разных уголков Евразии.

Оставшуюся работу по гибридизаци яблони проделали пчелы и другие опылители. Предположительно, крупноплодные гибриды привлекли внимание людей, которые размножили их прививками и посадкой черенков. Таким образом, яблоки, которые мы знаем сегодня, были получены не столько в ходе селекции, а скорее благодаря естественной гибридизации и прививкам. Процесс, возможно, был быстрым, а составляющие его стадии, вероятно, были непреднамеренными.