Раскрыта структура мишени для гербицидов

Структура ацетолактатсинтазы

The University of Queensland

Исследователи из Квинслендского университета впервые смогли получить трехмерную структуру ацетолактатсинтазы, которая является мишенью для более чем 50 коммерческих гербицидов. Статья об открытии опубликована в журнале Nature.

Фермент ацетолактатсинтаза отвечает за создание аминокислот с разветвленными цепями. В частности, он отвечает за превращение пировиноградной кислоты в α-ацетолактиновую кислоту. Это первый этап синтеза валина, лейцина и изолейцина.

Теперь исследователи впервые смогли расшифровать пространственную структуру этого фермента. Для этого ученые использовали методы криоэлектронной микроскопии и рентгеновской кристаллографии. Авторы показали, что фермент имеет форму мальтийского креста. Также исследователи показали, как каталитические и регуляторные субъединицы белка взаимодействуют друг с другом и управляют синтезом аминокислот с разветвленными цепями.

По словам авторов исследования, открытие структуры белка может иметь большие последствия для мирового сельского хозяйства. «Сульфометурон-метил — гербицид, который нацеливается на ацетолактатсинтазу, — широко использовался в 1990-х годах для защиты урожая пшеницы по всей Австралии, — рассказал один из исследователей, профессор Квинслендского университета Люк Гуддат. — Но сегодня эта молекула совершенно неэффективна из-за развития резистентности к ней. Это исследование может помочь нам понять, как изменить гербициды так, чтобы вновь сделать их эффективными».

Также ученые показали, что в регуляции фермента значительную роль играет молекула АТФ. Обычно эта молекула выполняет роль энергоносителя, запасая энергию биохимических реакций, но в структуре этого фермента она является своего рода «клеем», который соединяет его субъединицы.