Опубликовано 21 ноября 2016, 08:39

В Азии рис начали выращивать раньше, чем предполагали ученые

Археологические раскопки в северо-западной Индии

© Cameron Petrie

Проводя совместное исследование, ученые из Кембриджского, Оксфордского и Бенаресского индуистского университетов обнаружили, что в Южной Азии люди начали выращивать рис на 400 лет раньше, чем предполагали археологи. Результаты их работы будут опубликованы сегодня в журнале Antiquity.

Ранее считалось, что рис в Южной Азии начали выращивать только к концу Хараппской цивилизации, две тысячи лет до н.э., однако ученые нашли доказательства, что это произошло на 430 лет раньше. Более того, хараппцы выращивали как яровые (рис, пшено и бобы), так и озимые культуры (пшеницу, ячмень, зернобобовые культуры), а для этого требовались разные системы полива.

Исследователи утверждают, что основой для окультуривания риса послужил дикий вид Oryza nivara. «Это привело к развитию регионов, для которых было характерно влагообильное и неорошаемое возделывание местного вида риса Oryza sativa indica до того момента, как из Китая примерно в 2000 году до н.э. прибыл вид Oryza sativa japonica», — сказала Дженнифер Бейтс, один из руководителей исследования.

Ученые проводили раскопки в районе города Ракхигархи, древнего города, население которого, по мнению ученых, составляло около 40 тысяч человек. Ученые нашли признаки возделывания как озимых, так и яровых культур и с помощью радиоуглеродного анализа вычислили их возраст. Так, пшено и зернобобовые культуры выращивались в районе 2890-2630 годов до н.э., а рис — около 2430-2140 годов до н.э.

«Также возможно, что население разных регионов (Индии — прим. Indicator.Ru) торговало или обменивалось зерном друг с другом, однако эту гипотезу надо проверить», — отметили ученые. Причиной этому мог послужить изменчивый климат.