Опубликовано 20 февраля 2017, 20:28

Российские биологи нашли возможную причину образования «вирусных фабрик»

© fetcaldu/Pixabay

Сотрудники биологического факультета и Научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ имени М.В. Ломоносова в сотрудничестве с учеными из Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова и из Института биоорганической химии имени академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова Российской академии наук проследили за процессами, которые, возможно, приводят к образованию «вирусных фабрик» при естественной инфекции клостеровируса в растениях семейства Closteroviridae. Результаты исследования были опубликованы в журнале Virology.

«Мы занимаемся клостеровирусами растений семейства Closteroviridae, две трети генома которых занимают гены 1а и 1b. Ген 1а кодирует белок с консервативными доменами РСР (протеиназа), МТ (метилтрансфераза) и HEL (хеликаза)», — рассказал Алексей Аграновский, главный автор статьи, доктор биологических наук, профессор кафедры вирусологии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Ученые провели экспериментальную работу: клонирование, экспрессию в клетках табака, анализ локализации слитных белков CR-GFP методами конфокальной микроскопии.

«Ранее считалось, что область СR между МТ и HEL "вариабельная". Наш французский соавтор Дэвид Карлин показал методами биоинформатики, что это не так: СR — консервативный участок, названный нами в статье "Zemlya region". Эксперименты, проведенные в МГУ, показали, что часть этого сегмента белка при экспрессии в клетках растений вызывает переформатирование эндоплазматического ретикулюма и образование подвижных глобул (~ 1 мкм в диаметре). Возможно, этот эффект имеет отношение к образованию "вирусных фабрик" при естественной инфекции клостеровируса в растениях», — заключил ученый.