Опубликовано 23 октября 2019, 22:02

Для обнаружения вирусов у пшеницы создали портативный секвенатор

Колосья пшеницы на поле под Красноярском

© Ilya Naymushin/Reuters

Группа ученых из США разработала компактный прибор, который может секвенировать геномы вирусов пшеницы. Его размер сопоставим с губной гармошкой, а процесс распознавания идет довольно быстро. Статья об исследовании была опубликована в журнале Plant Disease.

Сегодня вирусы и грибковые инфекции вызывают значительные потери урожая по всему миру. Так, например, в Бангладеш с 2016 года наблюдается активная гибель урожая из-за распространения грибка Magnaporthe grisea, который поражает рис.

Диагностика болезней сельскохозяйственных культур имеет решающее значение в решении этой проблемы. Однако патологи в основном полагаются на обнаружение внешних признаков недомогания растений. Но эти симптомы могут быть вызваны другими факторами, такими как недостаток питательных веществ или элементов в окружающей среде. Патологи также испытывают трудности с выявлением коинфекций и патогенов, которые не заражают наземные части растения.

Кроме того, до сих пор не существует метода быстрого выявления неизвестных патогенов во время вспышки заболевания. Эту проблему попыталась решить группа ученых из Университета штата Канзас и Службы сельскохозяйственных исследований министерства сельского хозяйства США.

Исследователи разработали новую технологию, которая позволяет быстро и точно идентифицировать вирусы, поражающие растительные культуры. Ученые собрали четыре образца пшеницы из Западного Канзаса, а затем использовали новый нанопоровый ДНК-секвенатор и программу для быстрого обнаружения трех различных вирусов в образцах. Кроме того, авторам работы удалось обнаружить новый штамм вируса полосатой мозаики пшеницы.

В настоящее время авторы работают над улучшением метода, чтобы он мог использоваться в полевых условиях.