Опубликовано 07 июня 2019, 10:33

Аккреционный диск черной дыры в центре Млечного Пути вращается

© G.Garmire et al./Penn State/NASA/Flickr

Американские астрономы при помощи комплекса радиотелескопов ALMA получили изображение сверхмассивной черной дыры Стрелец A* и доказали, что ее аккреционный диск вращается. Результаты наблюдений и расчетов были опубликованы на страницах Nature.

В центре Млечного Пути, в 26 тыс. световых лет от Земли, находится небольшой радиоисточник Стрелец Aдиаметром в 6,7109 км. Наблюдения за объектом в течение 16 лет показали, что его вес составляет порядка 4,3 млн солнечных масс. Результаты указывают на то, что в центре нашей галактики расположилась сверхмассивная черная дыра.

Существует несколько гипотез формирования черных дыр такой массы, одна из которых — аккреция вещества на черную дыру звездной массы. Трудность заключается в том, чтобы сконцентрировать достаточное количество вещества в малом объеме, для чего у материи должен быть очень малый начальный угловой момент — малое вращение. Вращающееся раскаленное излучающее рентген и падающее на черную дыру вещество создает аккреционный диск, благодаря которому в 2019 году участники коллаборации Event Horizon Telescope опубликовали изображение галактики М87, удаленной на 53,5 млн световых лет.

До сих пор астрономам удавалось зафиксировать сферический поток, состоящий из более горячего (107 °C) и менее горячего (102—104 °C) газа, но не доказательства его вращения. На этот раз исследователи поставили себе задачу изучить более холодные облака газа. Комплекс радиотелескопов ALMA регистрировал излучение в спектральной линии водорода (1,3-миллиметровой рекомбинационной линии H30α) — единственном излучении, испускаемом «холодным» веществом. Фотоны этой длины испускаются, когда атомы водорода постоянно теряют и захватывают свои электроны обратно.

Анализ показал, что распределение фотонов у черной дыры напоминает продолговатый бублик с дыркой в центре — там, где находится черная дыра. С одной стороны от объекта поступает более длинноволновый свет (красное смещение), с другой — более коротковолновый (синее смещение). Сторона с красным смещением смещена на 0,11 угловой секунды к северо-востоку, а сторона с синим смещением смещена на такое же расстояние к юго-западу. Эти наблюдения могут говорить о том, что диск действительно вращается.

Дальнейшие расчеты показали, что вес аккреционного диска может составлять 0,00001−0,0001 солнечной массы (в зависимости от толщины диска), а скорость падения материала составляет 2,7x10-10 солнечных масс в год.