Опубликовано 21 апреля 2020, 16:38

Телескоп ALMA помог определить состав кометы 2I/Borisov

© ESO/C. Malin/NASA/Indicator.Ru

Международная группа исследователей, работающих на телескопе ALMA, провела анализ состава межзвездной кометы 2I/Borisov, которую в августе 2019 года открыл российский астроном-любитель Геннадий Борисов. Оказалось, что газ, выходящий из недр небесного тела, содержит необычно высокое количество окиси углерода (CO). О своей работе исследователи рассказали в журнале Nature Astronomy.

Кометы — очень привлекательный объект исследований для астрономов. Это связано с тем, что такие небесные тела по большей части находятся на значительном удалении от звезд. В отличие от планет, их внутреннее строение существенно не изменяется с момента рождения. Поэтому они могли бы многое рассказать о процессах, происходивших во время их рождения в протопланетных дисках.

В ходе работы астрофизики проанализировали состав газа, выходящего из недр 2I/Borisov. Оказалось, что он состоит в основном из цианистого водорода HCN и угарного газа CO. Если первую молекулу ученые ожидали увидеть, так как она довольно часто встречается в кометах Солнечной системы, то обнаружение монооксида углерода в таких концентрациях — от 9 до 26 раз выше — было для ученых полной неожиданностью. По предположениям исследователей, эта комета образовалась из небесного тела, состоящего по большей части из твердого CO, который существует только при температурах ниже -250 °C.

Окись углерода является одной из самых распространенных молекул в космосе, и ее можно обнаружить внутри большинства комет. Тем не менее концентрация этой молекулы очень сильно меняется от объекта к объекту, и ученые до сих пор не нашли этому объяснений. Некоторые гипотезы связывают это с местом образования кометы в Солнечной системе, а другие — с тем, как часто комета приближается к Солнцу и, образуя «хвост», выпускает в космическое пространство часть своего вещества.

«Если газы, которые мы наблюдали, отражают состав места рождения 2I/Borisov, это значит, что она, возможно, сформировалась совершенно в другой среде, нежели кометы Солнечной системы, — в чрезвычайно холодной, внешней области далекой планетной системы, — отмечает астрохимик Мартин Кординер из Центра космических полетов Годдарда NASA. — Эту область можно сравнить с регионом за пределом орбиты Нептуна — поясом Койпера».

До тех пор, пока не будут обнаружены другие межзвездные кометы, необычный состав 2I/Borisov нельзя однозначно объяснить с использованием существующих данных. Поэтому он вызывает больше вопросов, чем дает ответов, отмечают исследователи.