Опубликовано 26 ноября 2017, 13:12

Астерикс без Обеликса на околоземной орбите

Как Франция третьей космической державой стала
спутник  Asterix

спутник Asterix

© Wikimedia Commons

О том, как Астерикс попал в космос без своего волшебного эликсира, как космическая программа помогла Шарлю де Голлю в очередной раз стать президентом Франции и в чем галлы оказались круче канадцев, британцев и итальянцев, рассказывает наш выпуск рубрики «История науки».

Вообще-то, если быть абсолютно точными, то страна галлов стала лишь шестым государством в мире, чей спутник покинул пределы Земли. Однако если СССР свой «Спутник-1» в 1957 году и США свой Explorer 1 в 1958 году вывели на орбиту самостоятельно, то следующие «первые» аппараты были лишь отчасти национальными – британский Ariel 1 вышел на орбиту в 1962 году при помощи американской ракеты-носителя (да и разработан был в NASA), канадцы свой ионосферный спутник Alouette 1 (1962) и итальянцы свой San Marco A разработали сами, но выводили тоже на американских ракетах с американских космодромов. А вот французы пошли своим путем.

Первый итальянский спутник

© Wikimedia Commons

Как и в нашей стране, французская космическая программа оказалась неразрывно связана с программой ядерной. В 1958 году на фоне сложностей в отношениях с союзниками по НАТО и с США к власти в стране пришел Шарль де Голль и дал импульс ускоренному развитию самостоятельной ядерной программы страны, понимая, что гарантии США стоят немного. Уже в 1960 году в пустыне Сахара на территории тогда еще французского Алжира было взорвано первое французское ядерное устройство.

Генерал де Голль

© Wikimedia Commons

Раз разрабатывается ядерное оружие, нужно создавать и средства их доставки. В 1959 году задача создания баллистических ракет была возложена на специально созданную частную компанию SEREB (Société pour I'Étude et la Réalisation d'Engins Balistiques). Тогда же (если точнее, 7 января 1959 года) де Голль поручил создать и Комитет Космических Исследований (CRS), который должен был анализировать успехи США и СССР в освоении космоса и сделать предложения по французскому участию в космической гонке.

В июне 1960 года «спецы» SEREB предоставляют концепт того, что в итоге станет ракетой-носителем Diamant («Алмаз»). 2 августа 1961 года де Голль дает добро на строительство ракеты-носителя и спутника для проверки его возможностей. Тогда же было создано и национальное французское космическое агентство, CNES – Centre national d'études spatiales (Национальный центр по изучению космического пространства).

Ракета-носитель Diamant-A

© Wikimedia Commons

«Алмаз» получился трехступенчатым, высотой в 21,6 метров, диаметром в 1,4 метра и массой в 24,7 тонн. На весь процесс от отмашки президента до запуска по готовности ушло более четырех лет.

Любопытный факт: запуск был потенциально осуществим 26 ноября 1965 года, однако министр обороны Пьер Мессмер настоятельно просил де Голля перенести запуск на более позднее время: всего через восемь дней должен был состояться первый тур президентских выборов во Франции, на которых генерал де Голль шел на свой очередной срок. Тем не менее, президент решил ничего не менять: он был уверен в своих инженерах, а успешный пуск, естественно, добавил бы ему очков.

26 ноября 1965 года с космодрома Хаммагир в пустыне Сахара уже в независимом Алжире аппарат А-1 вышел на эллиптическую околоземную орбиту. Ее высота в перигее составляла 527 километров, в апогее – 1697 километров. После успешного запуска спутнику дали имя любимого всеми французами героя комиксов, Астерикса.

Обложка одного из комиксов про Астерикса

© Wikimedia Commons

Маленький 42-килограммовый аппарат не был рассчитан на долгую работу: он был нужен лишь для того, чтобы продемонстрировать возможности баллистической ракеты. Поэтому последний контакт с ним состоялся уже 28 ноября, после чего он замолчал навсегда. Зато из-за высокой орбиты, в отличие от нашего «Спутника-1» и американского Explorer, он будет летать вокруг Земли еще минимум несколько столетий.