Опубликовано 08 ноября 2016, 17:45

Астрономы: количество холодных пятен на поверхности звезды LO Peg уменьшается

Большой телескоп Альт-азимутальный (телескоп БТА) с зеркалом диаметром 6 метров в Специальной астрофизической обсерватории РАН

© Tyavin Paul/pixabay.com

Международным коллективом ученых при участии сотрудников МГУ имени М.В. Ломоносова опубликованы результаты исследований активности и магнетизма звезды LO Peg. Статья размещена в журнале Acta Astronomica.

«Получены новые наблюдения звезды LO Peg (ультра-быстрого ротатора спектрального класса К), по которым были построены карты температурных неоднородностей на поверхности звезды и выявлены особенности проявлений ее активности. Также в статье приводятся результаты анализа спектрополяриметрических наблюдений LO Peg, согласно которым магнитное поле у звезды отсутствует», — комментирует результаты работы соавтор статьи, младший научный сотрудник отдела звездной астрофизики Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга (ГАИШ) МГУ Елена Дмитриенко.

Наблюдения проводились в 2014 году в Специальной астрофизической обсерватории (САО) РАН без фотометрических фильтров («белый» свет) и в 2015 году в Звенигородской обсерватории Института астрономии РАН (ИНАСАН) с использованием UBVRI-фильтров Джонсона. Вклад автора работы из МГУ состоит в построении карт температурных поверхностных неоднородностей звезды и изучении эволюции холодных пятен. Установлено, что площадь запятненной поверхности LO Peg уменьшается. В 2015 году она достигла 14% от площади всей видимой ее поверхности.

В работе ученые использовали методику решения обратной задачи восстановления положения холодных пятен на поверхностях звезд по фотометрическим кривым блеска. Эта методика в своей основе базируется на созданной И.С. Савановым, одним из авторов работы, программе iPH решения обратной задачи с применением усеченной оценки главных компонент.