Опубликовано 13 июля 2020, 17:57

Астрономы-любители помогли найти необычные коричневые карлики

Коричневый карлик в представлении художника

© R. Hurt/NASA

Используя данные с телескопа NEOWISE, а также наблюдения неба с 2009 по 2011 год, участники проекта Backyard Worlds: Planet 9 смогли обнаружить первые два субкарлика спектрального класса T. Препринт работы в The Astrophysical Journal опубликован на сайте arXiv.org.

Обнаруженные звезды весят примерно в 75 раз больше Юпитера и имеют возраст около 10 миллиардов лет. Эти два объекта являются наиболее похожими на планеты коричневыми карликами. Такие звезды до сих пор не попадались астрономам среди старейшего населения звезд Млечного Пути. Астрономы надеются использовать эти коричневые карлики, чтобы узнать больше об экзопланетах, ведь в образовании этих объектов участвуют похожие процессы.

Эти два новых коричневых карлика имеют весьма необычный состав. Если наблюдать за ними при определенных длинах волн инфракрасного спектра, они выглядят как другие коричневые карлики, но в других частях спектра они не похожи ни на какие другие звезды или планеты, известные до сих пор.

Ученые были удивлены, увидев, что эти звезды содержат очень мало железа. Это означает, что, подобно древним звездам, они не включили в свои ядра железо, образовавшееся после смерти звезд предыдущего поколения. Типичный коричневый карлик будет иметь в 30 раз больше железа и других металлов, чем эти недавно обнаруженные объекты. У одного из них, согласно наблюдениям, имеется только около 3% железа, содержащегося в нашем Солнце. Это наталкивает исследователям на мысль, что очень старые экзопланеты также будут иметь низкое содержание металлов.

Открыть объекты помогли энтузиасты, которые проанализировали сотни изображений, сделанных с помощью инфракрасного космического телескопа NEOWISE. Затем астрономы определили их физические свойства и подтвердили, что они действительно являются коричневыми карликами. Открытие этих двух необычных звезд показывает, что астрономы могут найти больше этих объектов в будущем.

До этого открытия представители гражданской науки обнаружили около 1600 коричневых карликов в рамках этого проекта NASA. На сегодняшний день в проекте состоят примерно 150 тысяч человек. Новое открытие показывает перспективность такого подхода для обработки большого массива сложных данных.