Опубликовано 12 октября 2016, 12:48

Астрономы нашли общие черты у Солнца и Проксимы Центавра

Проксима Центавра. Представление художника

© Wikimedia Commons

Астрономы из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики обнаружили, что звезда Проксима Центавра, вокруг которой вращается открытая в августе 2016 года экзопланета Проксима b, гораздо больше похожа на Солнце, чем считалось ранее. Работа на эту тему была опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Ученые использовали данные, полученные благодаря проекту Автоматического обзора на всем небе (All Sky Automated Survey, ASAS) по наблюдению за наиболее яркими звездами, и сведения по рентгеновскому излучению, полученные с помощью телескопов Chandra и XMM-Newton.

Астрономы обнаружили регулярный цикл звездных пятен на красном карлике. Именно это и делает его похожим на Солнце. Звездные пятна — темные области на поверхности звезды, в которых температура ниже, чем в остальных областях. На Солнце эти пятна называются солнечными. Изменения в магнитном поле звезды влияют на количество и «картографию» звездных пятен. Частота их появления, их активность и срок жизни определяют солнечный цикл.

По словам ученых, Проксима Центавра имеет схожий цикл, который длится семь лет, от одного пика к другому. При этом как минимум одна пятая часть поверхности звезды покрыта звездными пятнами. Некоторые из пятен намного больше (относительно размера звезды), чем те, что встречаются на Солнце.

Ранее астрофизики были уверены, что на красном карлике не должно быть постоянного активного цикла звездных пятен из-за конвекции. «Существование цикла на Проксиме Центавре указывает на то, что мы не понимаем, как генерируются магнитные поля звезд, хоть мы и считали, что знаем», — отмечают авторы работы.

Исследователи по-прежнему не уверены, влияют ли эти особенности на возможную жизнь на планете Проксима b (открыта в 2016 году). Согласно одной из теорий, звездный ветер с Проксимы и вспышки на ней могут «сдувать» атмосферу с экзопланеты, которая находится гораздо ближе к звезде, чем Земля к Солнцу. В этом случае Проксима b может оказаться аналогом Луны, которая находится в обитаемой зоне Солнца, но лишена жизни.