Опубликовано 11 октября 2016, 21:32

Астрономы обнаружили двойную звезду с тремя протопланетными дисками

Графическая иллюстрация системы IRS 43

© Christian Brinch/NBI/KU

Ученые из Института Нильса Бора открыли звездную систему, состоящую из двух звезд и трех протопланетных дисков (облака из газа и пыли, из которых образуются планеты), вращающихся вокруг них. С подробностями открытия можно ознакомиться в журнале Astrophysical Journal Letters.

Каждая звезда этой системы (IRS 43) имеет свой протопланетный диск, и еще один они делят между собой. Все три диска смещены относительно друг друга. Сами по себе двойные звезды — очень распространенное явление, однако система с тремя протопланетными дисками обнаружена впервые. «Это противоречит всему, что мы видели раньше», — заметил профессор Института Нильса Бора Кристиан Бринч.

Обнаруженная звездная система очень молода — ей примерно 100-200 тысяч лет (для сравнения, Солнцу около 4,5 млрд лет). Возможно, формирование планет уже началось, однако пока их сложно разглядеть. «Мы собираемся использовать компьютерное моделирование, чтобы понять устройство этого образования. Возможно, это лишь переходная стадия, и довольно распространенная», — отмечает Бринч. Ученым еще предстоит выяснить, почему диски смещены относительно друг друга.

Звездная система была обнаружена с помощью комплекса радиотелескопов ALMA, расположенного в Чили. В работе принимали участие исследователи из Дании, Великобритании и Нидерландов.