Опубликовано 02 января 2020, 18:18

Астрономы обнаружили гигантское водородное кольцо вокруг далекой галактики

© O. Bait (NCRA-TIFR/GMRT), Duc (ObAS/CFHT)

Индийские радиоастрономы при помощи радиотелескопа GMRT (Giant Metrewave Radio Telescope, «Гигантский радиотелескоп для наблюдений в метровом диапазоне») с диаметром антенны 45 метров открыли кольцо из водорода, окружающее галактику, расположенную в 260 миллионов лет от нас. Открытие опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

То, что галактика AGC 203001 содержит большое количество нейтрального водорода, было известно и ранее. Но обычно нейтральный водород связан с областями активного звездообразования в галактиках – а его признаки в AGC 203001 не обнаруживались. Поэтому исследователи из индийского Национального центра радиоастрофизики (NCRA) использовали мощный радиотелескоп GMRT для получения карты распределения водорода в галактике.

Результат оказался весьма неожиданным: большая часть нейтрального водорода оказалась сконцентрирована в гигантском кольце диаметром в 380 000 световых лет (примерно в четыре раза больше, чем диаметр нашей Галактики), смещенном относительно центра AGC 203001 и простирающегося гораздо дальше зоны оптической видимости галактики. Аналог такому кольцу среди космических объектов только один – Кольцо Льва, похожее водородное кольцо диаметром примерно в 650 000 световых лет, вращающееся сразу вокруг двух галактик в созвездии Льва.

Механизм возникновения этого кольца остается непонятным, а индийские исследователи принялись за поиски аналогичных колец у других галактик.