Опубликовано 21 апреля 2020, 13:31

Астрономы «закрыли» одну из первых обнаруженных экзопланет

Космический объект, некоторое время считавшийся экзопланетой Фомальгаут b

© NASA/ESA

Астрономы из Аризонского университета пришли к выводу, что космический телескоп Hubble, который в 2008 году зафиксировал присутствие планеты на орбите Фомальгаута, принял за небесное тело облако пыли от столкновения двух ледяных тел. Свои выводы исследователи представили в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Планета Фомальгаут b, которая получила название Дагон, была обнаружена в 2008 году благодаря наблюдениям на телескопе NASA Hubble. Сначала предполагалось, что это массивное тело, но слабая интенсивность исходящего от него инфракрасного излучения и неспособность расчищать свою орбиту говорили об обратном. Последующие наблюдения показали, что объект постепенно теряет яркость, а в 2014 году ученые и вовсе не смогли его обнаружить. Объяснить и доказать такое внезапное исчезновение экзопланеты астрономы до сих пор не могли.

Теперь же два астронома из Аризонского университета проанализировали все доступные архивные данные Hubble о Фомальгауте b и выявили несколько характеристик, которые в совокупности показывают, что объект планетного размера в этой системе, скорее всего, никогда не существовал. Теория исследователей заключается в том, что зафиксированный телескопом объект медленно расширялся из-за столкновения, образуя огромное облако пыли.

Проведя моделирование и анализ всех имеющихся данных, ученые рассчитали, что столкновение произошло незадолго до первых наблюдений, проведенных в 2004 году. К настоящему времени облако пыли, состоящее из частиц размером около одного микрона, находится ниже предела обнаружения «Хаббла». Пылевое облако, по оценкам, к настоящему времени расширилось до размера, превышающего орбиту Земли вокруг Солнца.

Проведя анализ траектории объекта, астрономы также выяснили, что он двигался не по эллиптической орбите, которая присуща практически всем планетам, а находился на пути вылета за пределы звездной системы. Учитывая параметры орбиты и расположение объекта, ученые пришли к выводу, что он представляет собой облако пыли от столкновения двух ледяных тел, похожих на те, что мы можем наблюдать в поясе Койпера в Солнечной системе. По оценкам исследователей, для создания такого пылевого облака каждый из объектов должен был иметь около 200 километров в поперечнике.

Проведенное учеными моделирование на суперкомпьютере описывает все наблюдаемые характеристики объекта в системе звезды Фомальгаут. Согласно расчетам авторов, в этой звездной системе, расположенной примерно в 25 световых годах от Земли, подобные крупные события могут происходить только раз в 200 тысяч лет. Теперь команда астрономов надеется использовать для исследования системы телескоп James Webb, который планируется запустить в марте 2021 года.