Опубликовано 02 февраля 2018, 19:00

Сверхмассивные черные дыры, Оумуамуа и импакт-фактор

Обзор самых интересных астрономических публикаций января
Сверхмассивные черные дыры, Оумуамуа и импакт-фактор

© Pexels/NASA/Indicator.Ru

Используют ли инопланетяне межзвездный астероид в своих целях, как ищут сверхмассивные черные дыры, что почитать об исследованиях темного вещества и о наукометрии в астрономии, рассказывает доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ Сергей Попов.

Одним из самых интересных и неожиданных открытий прошлого года, итоги которого мы подводили месяц назад, стало обнаружение первого межзвездного тела в Солнечной системе — астероида Оумуамуа. Продолжаются активные исследования этого объекта, как наблюдательные, так и теоретические.

Первые очевидные вопросы про такие объекты: сколько их и откуда они берутся. В работе, опубликованной 9 января, авторы взялись оценивать количество таких объектов в наших галактических окрестностях. Получается 0,2 на кубическую астрономическую единицу, примерно четыре массы Земли на кубический парсек (в таком объеме находится примерно одна звезда). Таким образом, все звездные системы должны вносить свой вклад в их рождение (видимо, на стадии формирования планетной системы небольшие тела активно выбрасываются из области гравитационного контроля центральной звезды). Значит, в ближайшем будущем астрономы обнаружат новые подобные тела, а в чуть более отдаленном будущем можно будет послать к одному из них космический аппарат для детальных исследований с близкого расстояния (включая посадку на поверхность).

В другой статье, от 8 января, рассматривается новая гипотеза о происхождении таких объектов — приливной разрыв тел белыми карликами. Конечно, в этом случае такие объекты должны быть более редкими, а сам Оумуамуа оказывается некоторой флуктуацией. Безусловно, этот канал рождения вносит какой-то вклад в общее число блуждающих межзвездных тел, но то, насколько он велик, покажут дальнейшие наблюдения.

Наконец, не могу не отметить курьезное, на мой взгляд, исследование от 8 января, в котором на большом радиотелескопе (GBT) прослушивали Оумуамуа на предмет, не звездолет ли это. Ничего не слышно.

Астероид Оумуамуа с предполагаемыми инопланетянами

© NASA/Getty Images

В области изучения экзопланет продолжают появляться новые результаты со спутника Kepler. Напомню, что вот уже несколько лет наблюдения проводятся по совсем другой программе. Теперь не мониторируется выделенный участок неба, поскольку аппарат больше не может поддерживать стабильную ориентацию. Телескоп сканирует небо. Это называется программой К2. Выделим один из свежих результатов.

Обнаружена планета (она описана в статье от 10 января) c очень коротким орбитальным периодом — чуть менее семи часов. Причем, звезда — это не какой-нибудь совсем мелкий красный карлик класса М8, это оранжевый карлик класса К4. Конечно, он несколько легче Солнца и меньше его (масса 0,7 солнечных, радиус тоже примерно 0,7, а температура чуть более 4500 К), но все-таки.

Это открытие важно для понимания того, как планеты мигрируют в протопланетном диске и где останавливаются. В данном случае момент «стоп, машина» случился на расстоянии 1,3 радиуса звезды от поверхности. Замечательно, что для планеты измерен и радиус (по данным телескопа Kepler), и масса (по данным о лучевых скоростях по наблюдениям на HARPS). Радиус планеты — полтора земного, а масса — пять земных. Планета находится очень близко к звезде, потому там горячо. В подзвездной точке (в «точке полудня») температура может достигать 3000 К! Поэтому планета видна в красных лучах. Удалось даже увидеть вторичное затмение, связанное с тем, что планета оказывается за звездой.

Появилась новая важная работа по быстрым радиовсплескам – одной из самых «жгучих» загадок в современной астрофизике. В данном случае снова исследовался единственный известный источник повторных вспышек — FRB 121102, от которого зарегистрированы уже сотни всплесков. Авторы статьи от 11 января смогли измерить линейную поляризацию (она оказалась под 100%) и меру вращения (насколько поворачивается плоскость поляризации при распространении сигнала). Полученные данные говорят о том, что вблизи источника располагается плотная среда с достаточно сильным магнитным полем. Похожими свойствами характеризуется среда вблизи сверхмассивных черных дыр. Однако мне более вероятным представляется то, что мы имеем дело со средой в молодом остатке сверхновой в области звездообразования.

Какие объекты испускают быстрые радиовсплески, остается неизвестным. Скорее всего, это молодые нейтронные звезды, и новое исследование косвенно подтверждает эту гипотезу. От изучения нейтронных звезд мы ждем и других открытий. В частности, они могут выступать в качестве инструментов, позволяющих нам открывать удивительные явления. Например, гравитационные волны большой длины. Такие волны испускаются при сближении и слиянии сверхмассивных черных дыр в центрах галактик. Я полностью уверен в том, что еще до запуска космического гравитационно-волнового интерферометра LISA мы будем знать, что можно от него ожидать, и все благодаря данным по пульсарному таймингу — наблюдению отклонений во вращении большой совокупности очень стабильных нейтронных звезд (избранных миллисекундных радиопульсаров). Сейчас в этом направлении работают три большие исследовательские группы (американская, европейская и австралийская), наблюдающие десятки объектов в течение вот уже нескольких лет.

Кажется, что вот-вот сигнал будет зарегистрирован, однако пока есть лишь верхние пределы на гравитационные волны большой длины. В работе, опубликованной 8 января, представлен еще один. Важно, что пределы опускаются все ниже и уже прошли зону оптимистичных предсказаний (они основаны на моделировании эволюции сверхмассивных черных дыр), вторгшись в область реалистичных прогнозов. Посмотрим, что будет, когда все три коллектива, занимающиеся подобными наблюдениями, проведут очередную совместную обработку данных.

А можно ли «увидеть» сверхмассивные черные дыры? В небольшом обзоре от 10 января рассказывается, как с помощью радионаблюданий пытались, пытаются и будут пытаться получать изображения непосредственных окрестностей черных дыр. В частности, обсуждается строительство новых телескопов в Африке, а также новые космические проекты, которые смогут внести важный вклад в построение изображения «тени черной дыры», участвуя в совместных наблюдениях вместе с другими инструментами.

Сверхмассивная черная дыра в представлении художника