Опубликовано 06 ноября 2020, 20:00

Бактерии из пустыни Атакама помогут в поиске жизни на Марсе

© NASA/Apexphotos/Getty Images/Indicator.Ru

Бактерии в верхних слоях глинистой почвы пустыни Атакама свидетельствуют о том, что в аналогичных отложениях на Марсе может быть обнаружена жизнь. Команда американских и испанских исследователей составила подробный определитель веществ, свидетельствующих о присутствии микроорганизмов, который может быть использован будущими миссиями при изучении марсианской глины. Работа опубликована в журнале Scientific Reports.

Пустыня Атакама в Чили — самое засушливое место на Земле. Ученые из Корнельского университета и Испанского центра астробиологии обнаружили слои влажной глины, расположенные на несколько десятков сантиметров ниже поверхности, населенные микроорганизмами. Ранее эта среда обитания была неизвестна исследователям, и оказалось, что в ней обитает по меньшей мере 30 видов галофильных бактерий и архей. Глинистых почв очень много на Марсе, кроме того, они отлично сохраняют органические соединения — биомаркеры, которые свидетельствуют о наличии жизни. Открытие в Атакаме подтверждает мнение о том, что на раннем этапе существования Марса, особенно в течение первого миллиарда лет его истории, под его поверхностью, возможно, формировались глинистые слои, создававшие среду обитания для бактерий.

«Если бы микроорганизмы в прошлом существовали на Марсе, их биомаркеры, вероятно, сохранились бы в глине, — рассказывает один из авторов исследования Альберто Фaйрен. — Если на Марсе до сих пор существует жизнь, то вполне вероятно, что мы сможем ее обнаружить в слоях глины».

В ближайшие несколько лет по поверхность Марса будут курсировать марсоходы. Марсоход NASA Perseverance приземлится на поверхность планеты в феврале 2021 года, а марсоход Европейского космического агентства и Роскосмоса Rosalind Franklin достигнет цели в 2023 году. Обе миссии будут искать бактериальные биомаркеры в глине под поверхностью планеты.