Опубликовано 17 декабря 2020, 22:20

Белые карлики помогут разрешить «литиевую проблему» космологии

© NASA/ESA/H. Bond/STScI/M. Barstow/University of Leicester

Команда исследователей из США и Канады впервые обнаружила и измерила содержание лития в обломках планетезималей в атмосфере двух белых карликов. Открытие проливает свет на «космологическую проблему лития», заключающуюся в несоответствии теоретического и наблюдаемого содержания этого элемента во Вселенной. Статья опубликована в журнале Science.

Ученые из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле, Лос-Аламосской национальной лаборатории и Монреальского университета с помощью спектрографа Европейской южной обсерватории смогли обнаружить литий в атмосфере белого карлика, а также измерить содержание этого трудноопределяемого элемента. Открытие проливает свет на так называемую «космологическую проблему лития», которая заключается в несоответствии количества лития, образовавшегося вместе с водородом и гелием в результате Большого взрыва 13,8 млрд лет назад, и наблюдаемого содержания этого элемента во Вселенной, которое в несколько раз меньше теоретического.

Белый карлик — стадия эволюции звезды, на которой прекращается термоядерный синтез, но звезда все еще слабо светится, медленно остывая. Спектры лития ученые объяснили аккрецией этими объектами останков планетезималей — крупных объектов, напоминающих астероиды, — в атмосфере двух очень старых белых карликов, сформировавшихся около девяти млрд лет назад, задолго до появления Солнечной системы. Команда оценила химический состав планетезималей и впервые идентифицировала и измерила содержание лития и калия в каменистом объекте за пределами Солнечной системы. Открытие закладывает основу для создания более надежного метода оценки количества лития в нашей Галактике.

«В конце концов, когда будет собрано достаточно подобных наблюдений белых карликов и объектов вокруг них, мы сможем проверить точность предсказания количества лития, образовавшегося в результате Большого взрыва», — отмечает первый автор исследования Бен Кайзер.