Опубликовано 07 мая 2020, 10:45

Найдена ближайшая к Земле черная дыра

© ESO/L. Calçada

Группа астрономов обнаружила черную дыру, расположенную всего в 1000 световых лет от Земли. Это самый близкий объект подобного рода. Кроме того, она является частью тройной системы, которую можно увидеть невооруженным взглядом. Статья об открытии опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.

«Мы были очень удивлены, когда поняли, что это первая звездная система с черной дырой, которую можно увидеть невооруженным глазом, — говорит соавтор исследования, сотрудник Института астрономии Академии наук Чешской республики Петр Хадрава. — Расположенная в созвездии Телескоп, эта система настолько близка к нам, что ее звезды можно наблюдать из южного полушария в темную ясную ночь без бинокля или телескопа».

Первоначально астрономы наблюдали эту систему, получившую название HR 6819, в рамках эксперимента по изучению двойных систем. Однако, проанализировав свои наблюдения, ученые были очень удивлены, когда обнаружили третье, ранее не обнаруженное тело в системе — черную дыру. Наблюдения с помощью спектрографа FEROS на 2,2-метровом телескопе MPG/ESO в Ла-Силле показали, что одна из двух видимых звезд обращается вокруг невидимого объекта каждые 40 дней, в то время как вторая звезда находится на большом расстоянии от этой внутренней пары.

Черная дыра в HR 6819 является одной из самых первых обнаруженных черных дыр звездной массы, которые не сильно взаимодействуют со своим окружением и поэтому практически невидимы. Но команда смогла обнаружить присутствие этого объекта и вычислить его массу, изучив орбиту звезды во внутренней паре. По словам исследователей, этот невидимый объект с массой в четыре солнечных может быть только черной дырой.

На сегодняшний день астрономы обнаружили в нашей галактике лишь несколько десятков черных дыр, почти все из которых сильно взаимодействуют со своим окружением и таким образом «выдают себя». Но ученые подсчитали, что за время существования Млечного Пути в нем должно было образоваться намного больше черных дыр. Открытие тихой, невидимой черной дыры в HR 6819 дает ключ к разгадке того, где могут находиться многие скрытые черные дыры в нашей галактике. Авторы предполагают, что таких объектов в галактике должны быть сотни миллионов, но мы знаем только о нескольких десятках.

Открытия этих тройных систем с внутренней парой и удаленной звездой также могли бы дать ключ к разгадке космических слияний, при которых высвобождаются мощные гравитационные волны, которые можно зафиксировать на Земле. Некоторые астрономы считают, что слияния могут происходить в системах с аналогичной HR 6819 конфигурацией, в которых внутренняя пара состоит из двух черных дыр или из черной дыры и нейтронной звезды. Отдаленный внешний объект может гравитационно воздействовать на внутреннюю пару таким образом, что он вызывает слияние ее объектов и, как следствие, высвобождение гравитационных волн. Хотя у HR 6819 есть только одна черная дыра, системы подобного типы могут помочь ученым понять, как в тройных звездных системах происходят столкновения звезд.