Опубликовано 22 сентября 2017, 12:27

Наследие Cassini: Феба. Двоюродный брат Плутона

Первая встреча в системе Сатурна
Наследие Cassini: Феба. Двоюродный брат Плутона

© NASA/JPL

Indicator.Ru начинает серию статей, посвященных отдельным объектам, которые изучал в системе Сатурна завершивший свою работу 15 сентября 2017 года зонд Cassini. И начинаем мы с первого «столкновения» Cassini с системой Сатурна — далекого спутника Фебы, единственная встреча с которым состоялась 11 июня 2004 года.

Феба — очень необычный спутник Сатурна. Этот объект около 200 километров в поперечнике открыл в 1899 году американский астроном Уильям Пикеринг. Открытие Фебы стало одним из первых событий «южноамериканской» астрономии, Пикеринг едва ли не первым предложил перенести астрономические наблюдения в Южное полушарие и основал высокогорную обсерваторию в перуанском Арекипе.

Сам астроном мог стать первооткрывателем Плутона, поскольку еще в 1918 году активно охотился за девятой планетой, но не повезло: на том участке неба, где располагался Плутон, в фотоэмульсии пластинки оказался пузырек. И вообще Пикеринг был очень противоречивой фигурой с оттенком фричества: утверждал, что открыл жизнь на Луне в кратере Эратосфен, был ярым противником развития авиации, что не мешало ему быть гением-наблюдателем и отважным путешественником и возглавить шесть экспедиций по наблюдению полного солнечного затмения.

Уильям Генри Пикеринг

В чем необычность Фебы? Во-первых, она расположена очень далеко от Сатурна (большая полуось орбиты — почти 13 миллионов километров. Если вы помните, Луна почти в 35 раз ближе к Земле). Во-вторых, это нерегулярный спутник. Что это такое? Регулярные спутники вращаются в плоскости вращения планеты и в одном направлении с ней по орбитам, близким к окружности. Феба же вращается по достаточно вытянутой и наклонной орбите, при этом в обратном по отношении к вращению других спутников и колец направлении с периодом в 550 дней. Все не как у людей.

Именно поэтому Cassini встретился с ней задолго до выхода аппарата на околосатурнианскую орбиту. За время сближения с аппаратом этот очень темный объект (Феба отражает всего 6% падающего на нее света) успел повернуться под камерами более трех раз, поскольку период вращения вокруг собственной оси у этого спутника составляет чуть больше девяти часов. За это время удалось получить множество снимков с разрешением от двух километров до десяти метров на пиксель. Аппарат прошел в 2071 километре от необычного спутника и отправился дальше, а ученые начали обрабатывать полученную информацию.

Что выяснилось? Ясно, что Феба — это углеродистый астероид, так называемый астероид C-типа, состоящий из льда и камня, и, вероятнее всего, он был захвачен Сатурном из пояса Койпера (именно там находится Плутон). По структуре он ближе всего к еще одному «пленнику» планеты-гиганта из тех же краев — спутнику Нептуна Тритону. Возможно, более точно мы сможем это сказать в самом начале 2019 года, когда зонд NASA New Horizons пролетит мимо еще одного небольшого объекта пояса Койпера.

Кратеры Фебы

© NASA/JPL

В любом случае, Феба очень древняя. Можно сказать, что это реликт Солнечной системы, она образовалась через несколько миллионов лет после возникновения протопланетного облака.

В 2005 году Международный астрономический союз постановил, что все объекты рельефа Фебы должны называться именами героев мифа про Ясона и аргонавтов. Первые 24 названия кратеров появились тогда же: Ясон (самый большой кратер), Элей, Пелей и так далее.

Названия объектов на Фебе

© NASA/JPL

Казалось бы, новых открытий в том районе космического пространства ждать не приходится, ведь Cassini отправился дальше, точнее, ближе к Сатурну. Однако жизнь гораздо необычнее, чем ожидания.

Кольцо Фебы в сравнении с Сатурном

© NASA/JPL

В октябре 2009 года наблюдения на инфракрасном телескопе NASA Spitzer показали: Феба движется внутри очень темного, очень разреженного, очень холодного и очень большого кольца, самого большого кольца Сатурна. Если сама Феба вращается вокруг Сатурна на расстоянии от 180 до 250 радиусов планеты, то кольцо занимает пространство от 120 до 207 радиусов Сатурна, вся планета с ее внутренними спутниками может затеряться в его толще. Астрономы продолжают активно изучать этот удивительный объект и дебатировать о его происхождении.