Опубликовано 07 октября 2019, 10:30

Центр Млечного Пути вспыхнул 3,5 миллиона лет назад

Сейфертовская вспышка Млечного Пути в представлении художника

© James Josephides/ASTRO 3D

Астрономы подсчитали, что примерно 3,5 миллиона лет назад сверхмассивная черная дыра в центре нашей галактики извергла из себя поток вещества на расстояние более чем в 200 тыс. световых лет. Предварительную версию принятой к публикации в The Astrophysical Journal статьи можно найти на сайте Университета Сиднея.

Примерно один процент всех наблюдаемых спиральных галактик относятся к типу сейфертовских. Такие галактики имеют очень активное ядро большой массы, которое периодически выбрасывает в космическое пространство огромное количество газа с высокой скоростью. Такие выбросы сопровождаются резким увеличением яркости — сейфертовскими вспышками. Однако такие яркие вспышки могут происходить не только в галактиках этого типа.

Например, астрономы показали, что 3,5 млн лет назад такое явление произошло в центре нашей галактики. Согласно их расчетам, вспышка была настолько мощной, что ударила в Магелланов Поток — длинный шлейф газа, идущий от соседних карликовых галактик, называемых Большим и Малым Магеллановыми Облаками. Этот объект находится на расстоянии около 200 тыс. световых лет от центра Млечного Пути.

По мнению австралийско-американской исследовательской группы, взрыв был слишком велик, чтобы быть вызванным чем-либо иным, кроме ядерной активности черной дыры Стрелец A*, которая примерно в 4,2 млн раз массивнее Солнца.

Используя данные, собранные космическим телескопом Hubble, исследователи подсчитали, что событие произошло более трех миллионов лет назад. По словам ученых, их работа показывает, что центр Млечного Пути является гораздо более динамичным местом, чем считалось ранее. Вспышка, по оценкам авторов работы, продолжалась около 300 тыс. лет — чрезвычайно мало для таких событий.