Опубликовано 20 ноября 2016, 21:06

Числа Мироздания: рецензия на книгу Джона Гриббина

Рассказываем о книге Джона Гриббина «13,8»
Числа Мироздания: рецензия на книгу Джона Гриббина

© Stockvault

Числа всегда обладали некой магической привлекательностью. Особенно для ученых. Недаром даже в науке есть магические и дважды магические числа. А кто не помнит число 42? Знание особых чисел может указывать на принадлежность к некоему закрытому обществу или обладание тайным знанием.

Книга астрофизика Джона Гриббина, вышедшая в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», называется «13,8». Каждая глава ее — число. Знаете ли вы, что такое 2,712? А 13,2? А 75? Если да, то вы обладаете фундаментальными знаниями о тайнах мироздания. 13,8 миллиардов лет — возраст нашей Вселенной. 2,712 — температура реликтового микроволнового излучения, свидетеля Большого взрыва. 13,2 миллиарда лет назад загорелись первые звезды. 75 километров в секунду на мегапарсек — значение постоянной Хаббла (отметим в скобках, что есть и другие оценки).

Эта книга о том, как устроен наш мир. И как крошечные по масштабам Вселенной микроорганизмы по имени Homo Sapiens Sapiens понемножку понимают это устройство.

В книге нет ни одной иллюстрации, но она читается на одном дыхании, как хороший детектив. Банальное сравнение, конечно, но ведь в детективах обычно тоже не печатают иллюстрации. По крайней мере, не всегда.

Книга увлекательна, потому что она не поучает: вот, детки, это Вселенная, она расширяется, она получилась из сингулярности после инфляционного расширения в результате действия инфлатона в процессе Большого взрыва. Нет. У нее есть герои — реальные живые ученые, со своими достоинствами и недостатками.

Там есть Арно Пензиас и Роберт Вильсон, которые просто хотели настроить антенну — а открыли реликтовое излучение и, стало быть, доказали, что Большой взрыв был, хотя сами были сторонниками стационарной Вселенной. Там есть Сесилия Пейн-Гапошкина, которая доказала, что Солнце состоит из водорода и гелия, автор «самой блестящей работы из всех, когда-либо написанной по астрономии» (к которой пришлось дописать, что выводы ее совершенно невозможны, чтобы получить докторскую степень), и которая долго не могла получить профессорскую кафедру ровно потому, что женщинам в Гарварде вообще не разрешалось быть профессорами.

Не будем перечислять всех героев, все загадки, все числа этой книги, дабы не уменьшить удовольствие от чтения и от того, чтобы вместе с автором пройтись по астрофизике XX (и XXI) века, вплоть до самых последних научных результатов. Только два года назад прозвучал свежий доклад по итогам исследования микроволнового излучения спутником Planck, а сегодня уже выходит научно-популярная книга, основанная в том числе и на этой работе. Приятного чтения!