Как изменит Starship правила игры в космос?
...Game сhanger (геймченджер) — это один из моих любимых терминов, не имеющих корректного перевода на русский язык. Геймченджер — это что-то, полностью меняющее ситуацию на поле, ставящее под сомнение правила, по которым велась игра до этого момента. Самый простой пример — пешка, добравшаяся до восьмой горизонтали и превратившаяся в ферзя. Вот тот самый геймченджер, кардинально меняющий ситуацию на поле боя.
Примеров геймченджеров в жизни тоже достаточно – айфон, напрочь перепахавший любовно возделываемое поле смартфонов. Проблема в том, что, видя сам геймченджер, люди (журналисты, эксперты) очень часто переоценивают его влияние на других игроков или не могут оценить, насколько будет растянуто по времени его влияние. Либо называют геймченджером то, что по сути им не является.
Примеры? Да та же самая Tesla — первый электромобиль с устойчивым спросом, начавший формировать электромобильный тренд. Отличная штука, кто спорит. Однако, если вы вернетесь в прошлое и почитаете статьи экспертов, то увидите, что очень многие писали что-то вроде «Tesla выходит на рынок, мир резко меняется, автогиганты плачут и разорятся в ближайшие годы». Tesla вышла, она успешна, тренд есть, но вот до разорения автогигантов или перехода всего мира на электромобили еще годы, а то и десятки лет. И автогиганты по-прежнему на месте, и никто из них не бежит с изменившимся лицом к пруду.
Еще один, пусть и не столь яркий пример — Crew Dragon. В прошлом году я прочитал десятки колонок о том, что Crew Dragon — это смерть Роскосмоса, что теперь на «Союзах» летать никто не будет, а весь мир будет рассекать на драконах. Прошел год, Crew Dragon красивый и белый, но и Роскосмос все еще стоит и будет стоять. Впрочем, говорить о Crew Dragon уже не модно, теперь у нас новый тренд — Starship, он все поменяет, госкорпорации рассыплются, а космонавтика уже никогда не будет прежней.
Хотите, попробуем представить будущее со Starship? Если вам оно не понравится — вы можете просто молча идти и представлять себе свое будущее с холдем-покером и прелестницами. Итак, на дворе 2025 год.
Маск доработал Starship на исходе 2023 года. По итогу оказалось, что он может выводить не 140, а 120 тонн на низкоорбитальную орбиту (НОО), но это мелочи. И спускать на Землю на нем оказалось можно гораздо меньший груз, но все равно много, гораздо больше, чем могут современные корабли. NASA взвизгнуло и готовится к лунным миссиям, Илон Маск ваяет вариант космического корабля для облета Марса и считает, сколько туда нужно положить кислорода, воды и еды в расчете на одного астронавта. Пока выходит реально много — полтора года в пути, это не шутка.
А что же космонавтика? Ну да, Маск закончил проект Starlink и попутно вывел остатки коммерческих заказов, которых оставалось уже не так много. Новые заказы? Тут все спорно — чаще всего нужен вывод на конкретную орбиту, а гонять Starship ради пары спутников просто глупо, поэтому по-прежнему пользуются небольшими ракетами. Космического строительства пока так и не появилось, и не факт, что появится в ближайшем будущем.
Суборбитальные перелеты? Для пассажиров у Starship очень большие перегрузки — людей можно брать на борт только после длительного медицинского обследования, да и длительная подготовка съедает весь выигрыш времени. Для грузовых полетов ситуация еще менее радужная — практически не существует грузов, которые бы не могли подождать несколько часов полета и требовали бы мгновенной доставки. Вопрос габаритов тоже не стоит — Ан-124 и «Мрия» удобнее для погрузки, ну и, конечно, гораздо-гораздо дешевле.
И вот выходит странная штука. Для НОО Starship оказывается во многом переразмерен, для перевозки в пределах планеты слишком дорог — военные к нему, конечно, присматриваются, но идея спускать танки с высоты двадцатиэтажного дома их не радует. Мир продолжает запускать ракеты, как и запускал. ESA, CNSA и Роскосмос продолжают работать. Starship может стать безусловным геймченджером, но лишь в полетах к Луне или дальше. В космонавтике на низкоорбитальных орбитах мало что поменяется.
Не нравится? Ну что ж, придумывайте свое будущее.
Автор: Михаил Котов