Опубликовано 15 мая 2017, 12:30

История науки: драгоценности затмений

181 год наблюдению «четок Бейли»
«Четки Бейли» во время солнечного затмения в Турции 29 марта 2006 года

© Jamie Cooper/Global Look Press

Как четки превращаются в бриллиантовое кольцо и почему астрономическое явление, которое наблюдал еще Галлей, носит имя другого человека, читайте в рубрике «История науки».

15 мая 1836 года пожилой английский астроном, бывший президент Королевского астрономического общества Фрэнсис Бейли наблюдал солнечное затмение. До того момента он уже успел попутешествовать, поработать биржевым маклером, издать труд по истории, а во время работы над хронологическими таблицами к нему еще и увлечься астрономией. Он был одним из основателей и четырежды (этот рекорд еще никто не побил) президентом Королевского астрономического общества. Кроме того, Бейли изучил и издал письма и другие материалы, описывающие жизнь и работу Джона Флемстида, современника и коллеги-конкурента Исаака Ньютона. Многие осудили Бейли за то, что тот вынес сор из избы, другие похвалили: хоть немного подпортил репутацию великого Ньютона. Бейли участвовал в издании нескольких астрономических каталогов, в опытах с маятниками (в обоих полушариях), с помощью которых уточнили полярное сжатие Земли, повторял опыты Кавендиша по оценке гравитационной постоянной.

Фрэнсис Бейли

© Science Museum/Global Look Press](http://www.globallookpress.com/)

Однако вернемся к затмению. Как рассказывал Бейли в отчете в Королевское общество, его заинтересовали упоминания о необычном явлении, которое происходит, когда диск луны закрывает солнце. Возможно, он читал описания 1715 года, написанные Эдмундом Галлеем: «Примерно за две минуты до полного затмения оставшаяся часть Солнца уменьшилась до очень узкого серпа, края которого потеряли свою резкость и стали круглыми, как звезды… что не могло иметь другой причины кроме неровностей на поверхности Луны». Еще несколько астрономов в Великобритании и США сообщали о подобных наблюдениях.

Более того, уже Галлей верно объяснил природу этого явления. То, что позднее назовут «четками Бейли», — это оптический эффект, возникающий во время полного солнечного затмения. Он выглядит как ряд ярко рубиновых пятен по краю лунного диска, там, где свет Солнца перекрывается возвышенностями лунного рельефа и проходит через низины. Когда остается только одна вспышка, «четки Бейли» превращаются в «кольцо с бриллиантом». Оба явления видны лишь в бинокль или телескоп (и требуют специальной защиты для глаз).

Однако до Бейли, то есть больше столетия, явление не привлекало к себе внимания. И сам он описывал его как нечто необычное (в третьем лице Бейли говорит сам о себе): «…его привлек более интересный феномен. Он ожидал увидеть нечто удивительное при образовании кольца, он думал, что оно будет длиться всего мгновение». Однако то, что он описывал как «нитку с бусинами» не только не исчезло сразу, как появилось, но и становилось ярче. Пятна набегали друг на друга, как капли. Погасли «четки» так же внезапно, как и появились, а все явление повторилось, когда Луна начала «открывать» солнечный диск.

Изображение солнечного затмения 1836 года, которое описывал Фрэнсис Бейли