Опубликовано 04 августа 2017, 16:40

26 млн галактик подтвердили современные представления о Вселенной

© intagliodragon/Flickr

Космологический обзор DES (Dark Energy Survey — обзор темной энергии) опубликовал результаты первого года наблюдений за миллионами галактик. Изучение крупномасштабной структуры и ее изменение за вторую половину жизни Вселенной подтверждает наиболее популярную на данный момент космологическую модель — ΛCDM (Lambda cold dark matter — темная энергия в виде лямбда-члена в уравнениях ОТО и холодная темная материя). Серия препринтов выложена на сайте международной коллаборации.

Последние десять лет самые точные данные о Вселенной в целом получали из анализа реликтового излучения — светового «эха» Большого взрыва, появившегося спустя 380 тысяч лет после начала горячей стадии. Последним инструментом, исследовавшим это излучение, был европейский спутник Planck. «В то время как Planck изучает очень раннюю Вселенную, DES измеряет структуры, которые появились намного позже, — говорит Дэниэл Груэн из Института астрофизики частиц и космологии Кавли (KIPAC). — Рост этих структур, начиная с ранних времен и до настоящего времени согласуется с предсказаниями наших моделей. Это означает, что мы умеем описывать эволюцию космоса очень хорошо».

Данные первого года из запланированных пяти лет работы DES впервые позволили достичь ошибок определения космологических параметров из обзоров галактик сравнимых, с получаемыми на основе анализа реликтового излучения. Это позволяет независимо протестировать модели, а комбинируя подходы, вычислять искомые величины с беспрецедентной точностью в 5%. Результаты подтверждают наиболее популярную среди космологов модель и согласуются с предположением о постоянном влиянии темной энергии в течение всей жизни Вселенной.

Данные для обзора DES получаются на четырехметровом Телескопе имени Виктора Бланко, расположенном в Межамериканской обсерватории Серро-Тололо в Чили, где установлена 570-мегапиксельная камера DECam. Полученная информация используется для получения карт распределения видимой и темной материи по эффекту слабого гравитационного линзирования — эффекта общей теории относительности, благодаря которому вещество, находящееся между источником света и наблюдателем слегка искажает траектории лучей.