Опубликовано 04 января 2020, 16:32

Ученые нашли доказательства того, что на Венере есть действующие вулканы

© NASA

Новое исследование показывает, что лавовые потоки на Венере могли существовать несколько лет назад, а значит Венера может быть вулканически активной и сегодня. Статья об открытии опубликована в журнале Science Advances.

«Если Венера действительно активна сегодня, она станет отличной целью для последующих миссий. Исследования помогут лучше понять ее внутреннее строение и процессы, происходящие внутри, — говорит доктор Джастин Филиберто, ведущий автор исследования и научный сотрудник в одном из учреждений Ассоциации университетов по исследованиям в области астрономии (USRA). — Например, мы могли бы изучить, как охлаждаются планеты и почему у Земли и Венеры есть активный вулканизм, а у Марса нет».

Радиолокационное изображение с космического аппарата NASA Magellan в начале 1990-х годов показало, что у Венеры есть множество вулканов, вокруг которых есть следы потоков лавы. В 2000-х годах орбитальный аппарат Европейского космического агентства (ЕКА) «Венера-экспресс» пролил свет на вулканическую активность соседствующей с нами планеты — он позволил измерить количество инфракрасного излучения с части поверхности Венеры в ночное время.

Эти новые данные позволили ученым найти свежие следы потоков лавы и произошедшие недавно изменения в существовавших ранее. Однако до недавнего времени ученые не могли достоверно сказать возраст потоков лавы и извержений вулканов на Венере. Все потому, что они не знали точную скорость, с которой изменялись лавовые потоки.

В новой работе исследователи воссоздали горячую едкую атмосферу Венеры в лаборатории, чтобы выяснить, как венерианские минералы реагируют и изменяются с течением времени. Результаты их экспериментов показали, что содержащийся в больших количествах в почве Венеры минерал — оливин — быстро реагирует с атмосферой и в течение нескольких недель покрывается железооксидными минералами — магнетитом и гематитом.

Кроме того, авторы обнаружили, что наблюдения этого изменения с помощью «Венера-экспресса» заняли бы всего несколько лет. Результаты нового исследования предполагают, что обнаруженные ранее потоки лавы на Венере очень молоды. А это, в свою очередь, означает, что на Венере действительно есть активные вулканы.