Опубликовано 24 января 2020, 12:22

В древней звезде обнаружили большое количество кислорода

© Gabriel Pérez/SMM/IAC

Международная группа астрономов из Калифорнийского университета в Сан-Диего, Канарского института астрофизики и Кембриджского университета обнаружила большое количество кислорода в составе одной из самых старых и наиболее истощенных из известных звезд — J0815+4729. Об открытии исследователи сообщили в статье, опубликованной в The Astrophysical Journal Letters и доступной на arXiv.org.

Кислород — третий по распространенности элемент во Вселенной после водорода и гелия. Он необходим для всех форм жизни на Земле, выступая как основа дыхания и строительный блок для создания питательных веществ. Также кислород — один из наиболее распространенных элементов земной коры. Но в ранней Вселенной его не существовало. Этот элемент появился в ходе реакций термоядерного синтеза, которые происходят глубоко внутри самых массивных звезд, имеющих массы примерно в десять раз больше солнечной.

Чтобы проследить формирование кислорода, группа ученых из разных стран решила обратиться к одной из самых старых известных звезд во Вселенной — J0815+4729. Она находится в созвездии Рыси, а свет от нее до нас идет пять тысяч лет. Такие светила называют звездами гало из-за их расположения вокруг центра Млечного Пути, которое напоминает сферу.

Используя спектрометр высокого разрешения HIRES в обсерватории Кека, ученые смогли получить данные о концентрации 16 элементов во внешней части J0815+4729. Элементный состав звезды указывает на то, что она была сформирована в течение первых сотен миллионов лет после Большого взрыва. По словам ученых, возможно, она была создана из материала, оставшегося после смерти первых сверхновых.

Результаты измерений несколько удивили ученых. Они обнаружили высокие уровни кислорода, азота и углерода — на 3%, 8% и 10% соответственно больше, чем на Солнце. При этом количество более тяжелых элементов, таких как кальций и железо, было значительно ниже, чем у нашей звезды. Это кажется нелогичным, ведь с возрастом звезды расходуют все запасы легких элементов и доля более тяжелых начинает возрастать. По словам ученых, это единственная звезда, которая имеет такое высокое содержание C, N и O по сравнению с долей более тяжелых элементов. Поэтому исследователи намерены и далее проводить наблюдения за ней, чтобы лучше понять происходившие и происходящие в недрах звезды процессы.