Опубликовано 19 июня 2019, 15:35

Двойные системы могут переживать бурную «вторую молодость»

© NASA

Исследователи из Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга МГУ рассчитали время падения планеты на звезду в аккреционном диске двойной системы. Падение занимает несколько миллионов лет и знаменуется яркой вспышкой, сравнимой со вспышкой новой. Статья, посвященная результатам исследования, принята к публикации в журнале Monthly Noticies of the Royal Astronomical Society, ее препринт доступен в ArXiv.org.

Самый бурный этап своего существования планеты переживают в процессе формирования. В это время растущие планеты погружены во вращающийся вокруг молодой звезды диск плотного газа и пыли — протопланетный диск — и способны мигрировать внутри этого диска. Иногда планеты могут выпадать на звезды. Однако увидеть такое событие в молодой формирующейся системе непросто, в отличие от более поздних стадий.

Падение планеты на звезду может сопровождаться мощным выделением энергии, сравнимым со вспышками новых звезд. Это событие редкое, однако возможное в двойной системе, где две гравитационно связанные звезды вращаются вокруг общего центра масс. В таких системах возможно повторное формирование протопланетного диска, если соседка звезды с планетной системой проэволюционировала и превратилась в звезду-гигант. Мощный звездный ветер гиганта приводит к появлению аккреционного диска вокруг другой звезды. Обнаружено уже более сотни планетных систем у двойных звезд.

Ученые впервые исследовали поведение планет в таком диске двойной системы, расссчитав их миграцию по круговой орбите в диске в направлении к звезде. Как оказалось, за несколько миллионов лет — времени жизни звезды-соседки на стадии гиганта — планеты могут выпадать на свою звезду. Это должно приводить к появлению ярких вспышек в двойных системах. Возможно, в недалеком будущем такие события будут обнаружены на новом обзорном телескопе LSST.