Опубликовано 25 марта 2020, 20:12

В двух звездообразующих галактиках обнаружили гамма-излучение

© NASAFermi/Twitter

Астрономы из Нанкинского университета обнаружили гамма-излучение от двух звездообразующих галактик, M33 и Arp 299. Результаты работы помогут лучше понять природу этого излучения в масштабе галактик. Препринт статьи доступен на arXiv.org.

Считается, что гамма-лучи в галактиках являются результатом взаимодействия космических лучей с межзвездным газом. Звездообразующие галактики представляют собой огромные «скопления» космических лучей и поэтому могут быть полезны для изучения внегалактического гамма-излучения. Однако список известных звездообразующих галактик, обнаруженных в гамма-лучах, все еще относительно невелик, поэтому поиск новых объектов и детальное их изучение имеет большое значение для астрономов.

Теперь, используя данные космического телескопа Fermi, разработанного и запущенного NASA, и инфракрасной орбитальной обсерватории IRAS, китайские астрономы смогли измерить поступающее от двух галактик гамма-излучение. Анализируя снимки одной и той же области неба, полученные с помощью этих двух инструментов, ученые нашли два новых источника гамма-излучения, которые пространственно совпадают с галактиками M33 и Arp 299.

Объект M33, или Мессье 33 (также известный как галактика Треугольника), — это третья по величине галактика в своей локальной группе. Она расположена примерно в 2,73 миллиона световых лет от Земли в созвездии Треугольника. Расположенный на расстоянии около 130 миллионов световых лет от Земли в созвездии Большой Медведицы, Arp 299 является одной из самых мощных звездообразующих галактик в исследуемой области космоса. Он представляет собой пару сталкивающихся галактик — NGC 3690 на западе и IC 694 на востоке — в состоянии слияния. Также в объект входит небольшая компактная галактика на северо-западе.

У обеих галактик астрономы обнаружили очень энергетичные потоки гамма-излучения. У M33 при этом их мощность оказалась на 19% больше, чем у Arp 299. Исследователи также обнаружили доказательства изменчивости потока излучения у второго объекта. По их словам, такое уменьшение светимости может быть частично связано с воздействием активных ядер галактик в Arp 299.

Проведя анализ полученных результатов, исследователи пришли к выводу, что потоки излучения в M33 и Arp 299 согласуются с корреляцией между интенсивностью гамма-лучей и света ИК-диапазона для звездообразующих галактик. Это подтверждает гипотезу о том, что гамма-излучение от таких источников в основном обусловлено космическими лучами, взаимодействующими с межзвездной средой.