Опубликовано 10 августа 2017, 15:08

Изучение Луны расширяет потенциальный список мест для поиска жизни

© Handout/Reuters

Сотрудники Ратгерского университета в США представили данные нового анализа лунных пород. Согласно их выводам, магнитное поле на ближайшем к Земле космическом теле существовало гораздо дольше, чем считается сейчас. Результаты работы изложены в журнале Science Advances.

«Земное магнитное поле защищает нас от опасных частиц солнечного ветра и ионизующего излучения, поэтому наличие могнитного поля у других тел играет ключевую роль в обитаемости планет и, возможно, лун, — говорит Соня Тику, ведущий автор статьи. — Без такой защиты на поверхности планеты было бы гораздо больше радиации, и кто знает, как жизнь реагировала бы на такие неустойчивые условия среды».

В рамках исследования ученые нагревали образцы лунных пород, привезенные американскими миссиями Apollo в 1970-х. Такое воздействие помогает выявить силу и направление магнитного поля, существовавшего на момент образования камня. Нагревая камень, возраст которого находится в диапазоне от 1 до 2,5 миллиардов лет, до 780°C ученые смогли обнаружить магнитное поле примерно в 5 микротесла.

Планетологи считают, что около 3,5 миллиардов лет назад лунное магнитное поле было наиболее сильным — по своим характеристикам оно примерно равнялось сегодняшнему земному, магнитная индукция составляла около 50 микротесла. Затем оно ослабло примерно в десять раз, однако какова была динамика поля между 3,5 и 2,5 миллиардами лет назад, известно достаточно плохо. Сегодня ядро Луны не создает магнитного поля, подобно земному, и ученые не знают, когда именно этот процесс прекратился.

«Мы не думаем, что маленькие планетарные тела могут самостоятельно создавать магнитное поле в течение долгого времени, так как их меньшие ядра быстро остывают и рано кристаллизуются, — подытоживает Тику. — Так как темп кристаллизации зависит от состава ядра, то наши данные могут изменить представления о составе лунного ядра — оно по большей части состоит из железа, но в нем должны быть и примеси: возможно, сера, углерод или другие элементы».

Исчезновение магнитного поля позволяет высокоэнергетическим частицам от Солнца достигать поверхности небесного тела, что может привести к потере летучих соединений, таких как вода, в течение сотен миллионов лет. Именно такая участь, по-видимому, постигла Марс: когда-то на нем было много воды, но почти вся она была потеряна после исчезновения магнитного поля 4 миллиарда лет назад. «При поиске экзопланет или их лун, мы учитываем наличие магнитного поля как важный фактор в плане обитаемости, — подытоживает Тику. — Поэтому встает вопрос, какого размера тела мы может рассматривать как потенциально обитаемые».